Методические материалы, статьи

Методические принципы организации лексического материала. Часть 7.

В аудитории с более высоким уровнем языковой подготовки (средний и продвинутый этапы) с помощью синонимов семантизируют:

  • стилистические синонимы: чушь — абсурд, войско — армия, лодырничать — бездельничать, пожитки — вещи, харчи — еда, осточертеть — надоесть;
  • слова, близкие к абсолютным синонимам: кидать — бросать, повсюду — везде;
  • аббревиатуры: СНГ — Союз Независимых Государств; вуз — высшее учебное заведение; ООН — Организация Объединенных Наций и др.;
  • слова, синонимами которых являются интернациональные эквиваленты: конец — финал, деятельный — энергичный, представление — спектакль, происки — интриги, промежуток — интервал и др.;
  • словосочетания официального характера: совершить прогулку — погулять, нанести визит — посетить.

Семантизация новых слов с помощью синонимов в некоторых случаях носит приблизительный характер. Когда различия между двумя синонимами — толкующего и толкуемого — значительны, необходим соответствующий комментарий или семантизирующий контекст.

Использование антонимов. Семантизация новых слов с помощью антонимов также имеет смысл только в том случае, если учащиеся имеют определенный словарный запас и приводимый для объяснения значения слова антоним известен: быстро — медленно, высокий — низкий, добрый — злой, помогать — мешать и др. Рекомендуется также, учитывая многозначность антонимов, приводить семантизирующий антоним в аналогичном с семантизируемым контексте: Время идет медленно — Время идет быстро.

Подбор родового понятия к видовому. Прием подобной семантизации используется реже в сравнении с остальными и состоит в том, что слово относится к той или иной группе, часто без определения признаков, которые отличают это слово от других этой же группы: дуб — дерево, ботинки — обувь, платье — одежда, огурец — овощи и др.

Использование перечисления. Этот прием — зеркальное отражение предыдущего: перечисляются слова, которые обозначают части того, что названо семантизируемым словом (целое через части), или, наоборот, даются видовые понятия (род через вид): овощи — морковь, картофель, капуста и др. При этом подбираются слова, которые известны учащимся. Не рекомендуется использовать такие слова, как репа, баклажан и др.

Словообразовательный анализ. В практике работы с иностранными учащимися не редки ситуации, когда они не знают слова, встретившегося не в исходной форме, а в производной: при наличии суффикса или префикса. Так, достаточно объяснить значение (или даже просто указать на наличие) префикса без-, чтобы учащиеся поняли значение таких слов, как безработный, бездомный, безопасный, безоружный. Или достаточно объяснение компонента ино- в слове инопланетяне, чтобы учащиеся поняли значение слова. Реальная практика показывает, что, поняв значение префикса того или иного слова, учащиеся способны узнавать и моделировать аналогичные слова, что способствует, помимо всего, активному пополнению их словарного запаса.

В некоторых случаях можно продемонстрировать словообразовательную цепочку: обесчестить — бесчестить — честь; поражать — поражение — пораженцы.

Реже используется морфемный анализ слова — только в тех случаях, когда входящие в состав морфемы знакомы учащимся.

Использование семантизирующего контекста. В одних случаях для понимания учащимися значения слова достаточным является минимальный контекст — словосочетание или предложение, в других случаях требуется более пространный контекст, чтобы учащиеся могли догадаться, определить значение слова:

Президент является гарантом соблюдения Конституции в стране. Снег падает, температура падает.

Использование описания (дефиниция, толкование, комментарий). Осуществляется, в основном, на продвинутом и завершающем этапах обучения.

Т. Матвеева

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005