Методические материалы, статьи

Методические принципы организации лексического материала. Часть 5.

Для взрослой аудитории трудно обеспечить чисто непроизвольное запоминание лексического материала. При выполнении упражнения студент отдает себе отчет в том, зачем выполняет такое задание, вне зависимости от его формулировки, т. е. подсознательно он всегда понимает, что нужно запомнить данный лексический материал. Необходимо постоянно учитывать и то, что «развитие произвольной памяти как неотъемлемой принадлежности сознательной психологической культуры не складывается стихийно, вне специально поставленных задач и системы обучения». Это неразрывно связано с мотивацией учебной деятельности обучаемых вообще и мотивацией изучения конкретного лексического материала в целом.

В психологии различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Внешняя мотивация вытекает из сознания учащимися цели учебной деятельности, лежащей вне самого учебного процесса, например ведение переговоров с деловым партнером на русском языке. Внутренняя мотивация вытекает из чувства удовлетворения, испытываемого учащимися в связи с самим процессом учения (учения как самоцель).

Выделяют следующие подвиды внутренней мотивации:

  • коммуникативная;
  • инвентаризационная, вытекающая из осознания учащимися прогресса в овладении языком, лексикой;
  • инструментальная, связанная с положительным отношением учащихся к выполнению определенных видов упражнений — инструментов обучения;
  • лингвопознавательная;
  • страноведческая;
  • эстетическая.

Важное значение имеет решение вопроса о самостоятельной работе обучаемых по составлению лексических карт, так как лексика больше других уровней языка предрасположена к самостоятельному изучению. Обучение студентов самостоятельному составлению лексических карт благоприятствует непроизвольному запоминанию. Формирование групп лексики под разными углами зрения способствует возникновению разнообразных ассоциативных связей слов. Психологами доказано, что самостоятельно составленный план действия более эффективен, чем заданный, а лексическая карта является именно таким планом.

Обучение составлению карт лексических групп предполагает выполнение упражнений, в которых отрабатываются необходимые для группирования мыслительные действия. Это может быть:

  • нахождение слов к данным дефинициям;
  • нахождение в серии слов той единицы, которая по семантико-категорийному признаку к данной серии не подходит;
  • соотнесение разрозненных слов с заданными дефинициями и т. п.

Выполнение такой работы создает благоприятные условия не только для запоминания лексики, но и для ее употребления в речи. Учащиеся пользуются лексическими каргами в качестве опорного материала для выполнения неречевых и речевых упражнений, наличие карт облегчает повторительную работу.

Прочность усвоения слова зависит от того, установлены ли многообразные ассоциативные связи нового слова с уже имеющимися в словарном1 запасе обучаемых. Об этом следует помнить уже на этапе предъявления новой лексики, так как различные лексические группы требуют разных приемов работы и разного состава действий со стороны обучающего и обучаемых.

Одним из центральных этапов работы с лексическими единицами — объяснение их содержания (содержательной стороны). При этом необходимо придерживаться главного методического принципа — адекватности. Адекватной «считается семантизация, которая соответствует назначенному методическому статусу слова».

Основные приемы семантизации, направленные на раскрытие значения того или иного слова:

  • применение средств наглядности;
  • использование перевода на родной язык учащихся ли на язык-посредник;
  • подбор синонимов;
  • подбор антонимов;
  • подбор родового понятия к видовому;
  • проведение словообразовательного анализа;
  • использование семантизирующего контекста;
  • использование описания или толкования вводимых слов на русском (или родном) языке учащихся.

К этому основному перечню способов семантизации новых слов в иностранной аудитории иногда добавляют несколько дополнительных:

  • использование перечисления;
  • указание на внутреннюю форму и др.

    Т. Матвеева



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005