Методические материалы, статьи

Методические принципы организации лексического материала. Часть 2.

Слова функционируют в речевой деятельности лишь благодаря своим связям с другими языковыми единицами. С точки зрения психофизиологии это означает, что каждый акт словоупотребления обусловливается следами, оставшимися в мозговой системе от прежних случаев установления связей между словом и другими словами. Эти связи должны быть предварительно сформированы (переформированы) в речевом опыте обучаемых.

Некоторые виды связей слов трудно отнести к чисто парадигматическому, синтагматическому или деривационному типу, например категорийные и тематические. Компонентом активизации, необходимым для овладения лексикой, являются тематические связи слов, которые так же, как и категорийные связи, основаны на сочетании парадигматики и синтагматики. При обучении иноязычным словам необходимо обеспечить свойственное им «категорийное поведение» (П. Б. Гурвич). В родном языке категорийное поведение слов вырабатывается стихийно, а в изучаемом языке — лишь в результате планомерной и систематической работы, которая должна быть направлена на включение любой языковой единицы в возможно большее количество осознаваемых учащимися категорий, т. е. в категорийные перечни самого различного характера. Достижения в области лингвистики, психологии, нейрофизиологии позволяют заключить, что работу над лексикой целесообразнее осуществлять с учетом многочисленных связей слов. Изучение лексики ассоциативным способом отвечает пути, свойственному нашей памяти. При этом формируются аналогичные, хотя и менее разнообразные и богатые, чем в родном языке, связи между лексическими единицами иностранного языка. Это естественный путь усвоения, присущий механизмам речи, который способствует раскрытию резервов памяти, увеличивает объем запоминаемой лексики и обеспечивает функционирование механизмов речи в соответствии с системой изучаемого языка. Только в этом случае может быть обеспечено прочное усвоение слов. Если же работу над лексикой свести лишь к формированию одного вида связей, эта работа превратится в заучивание и не даст необходимого эффекта.

Для того чтобы действовать в речи, слово должно обрастать связями с другими словами, и чем шире, разветвленнее, разнообразнее такая сеть связей, тем скорее актуализируются связи слова при рецепции текста. Формирование все более расширяющейся сети связей и есть формирование лексического навыка, предполагающего грамматически и семантически правильное понимание и употребление слова. В отличие от грамматического навыка очень трудно выделить четкие этапы формирования лексического. Но основная тенденция лексического навыкообразования — это максимальное варьирование ситуаций употребления слова, постепенное развитие умения его свободного комбинирования с другими лексическими единицами.

Формирование ассоциативных связей слов изучаемого языка должно осуществляться в учебном процессе во всех формах работы и включать:

  • работу с изолированными лексическими единицами, коррелирующими друг с другом на основе парадигматических ассоциаций;
  • рассмотрение парадигматически ассоциируемых лексических единиц в типичных синтагматических связях;
  • работу с парадигматически ассоциируемыми лексическими единицами в депривационных связях.

Изучение лексики с опорой на формирование различных связей слов повышает осознанность и уменьшает механистичность в усвоении лексических единиц.

Для того чтобы лексические единицы были правильно понятый усвоены, недостаточно указать на их значение. Необходимо определенные формы работы, обеспечивающие их усвоение. С этой целью организуют и упорядочивают лексический материал оптимальным для усвоения образом. Организация лексики оказывает значительное влияние на эффективность усвоения материала, что доказано многочисленными экспериментальными исследованиями.

Т. Матвеева



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005