Методические принципы организации работы с познавательной литературой. Часть 2.
Принцип целостности и принцип избирательности. Задача формирования системного мышления, умения видеть связи явлений, воспринимать мир целостно — одна из главных задач и процесса обучения в школе, и познавательной литературы. Целостное рассмотрение текста предполагает установление связей между всеми его элементами, целостное изучение познавательного материала — включение новых сведений в уже имеющиеся у ребенка знания, установление связей между известным и новым. Принцип избирательности предупреждает об опасности «разжевывания» материала, о вреде слишком подробного рассмотрения всех аспектов книги, ведущего к повторению выводов, топтанию на месте. Искусство учителя состоит и в том, чтобы уметь вовремя остановиться, оставить ученику простор для самостоятельного поиска, не «закрыть» интерес к проблеме.
Принцип синтеза. Любой урок завершается этапом обобщения. При изучении познавательной книги в зависимости от того, что было центром урока, обобщение может строиться по-разному. Если осваивались особенности построения познавательного текста как произведения литературы, то на этапе обобщения устанавливаются связи между содержанием познавательного материала и формой его подачи. Если в центре внимания были сами природные или научные закономерности, обобщение связано с включением новых знаний в систему уже имеющихся. Если центральная задача урока — обучение способам переработки и запоминания информации, обобщение связано с операционной стороной деятельности, с формируемыми интеллектуально-речевыми умениями.
Принцип направленности на совершенствование навыка чтения. Этот принцип реализуется на каждом уроке литературного чтения. Специфика совершенствования техники чтения при работе с познавательной книгой сказывается в повышении доли просмотрового чтения — чтения, обеспечивающего поиск нужной информации.
Принцип направленности на литературное развитие ребенка, (формирование у него начальных литературоведческих представлений, знаний об окружающем мире и системы интеллектуально-речевых умений). Литературное развитие ребенка предполагает его продуктивное общение не только с художественной, но и с познавательной литературой, полноценное восприятие которой требует владения умениями извлекать и присваивать познавательную информацию. Одна из главных задач начальной школы — научить ребенка различать, какой перед ним текст — познавательный или художественный, — и в соответствии с этим выбирать цели и способы общения с произведением. Таким образом, литературное развитие младшего школьника в области познавательной литературы будет связано с овладением интеллектуально-речевыми умениями, соответствующими специфике текста, с приобретением знаний о видо-жанровой специфике познавательной литературы, расширением читательского кругозора в данной области и развитием интереса к познавательной книге и самому процессу познания.
Интеллектуально-речевые умения, формируемые на уроках литературного чтения, — это способы извлечения, понимания и усвоения познавательной информации, содержащейся в тексте. Важно, что эти способы не зависят от предметной области знаний, поэтому они могут использоваться и при работе с текстом школьного учебника по любой дисциплине. Система интеллектуально-речевых умений формируется на протяжении всех лет обучения. Для начальной школы наиболее актуальными являются следующие аналитические умения, которые облегчают понимание познавательного текста:
- умение определять тему и основную мысль текста;
- умение выделять известную и новую информацию;
- умение задавать познавательные вопросы к тексту;
- умение составлять план текста.