Методические материалы, статьи

Методическая система изучения состава слова, ознакомления со словообразовательными моделями.

Рассмотрим основные методы, которые используются для изучения морфемики русского языка в начальной школе. Это наблюдение над фактами языка, морфемный анализ слова и конструирование. Такие методы обучения, как словообразовательный и этимологический анализ слова, на начальном этапе используются в школьной практике только как приемы.

Метод наблюдения над фактами языка может быть представлен следующими приемами:

1. Определение значения каждой морфемы в слове:

  • для определения значения слова, например: водитель — корень -вод- указывает на род занятий (от глагола водить), суффикс -тель- на носителя действия, т.е. водитель — 'тот, кто водит, управляет чем-либо';
  • для формирования представления об отношениях между аффиксами, например: суффикс -ист- обозначает лиц определенного рода занятий, профессии (футболист, тракторист) и имеет значение 'неполное проявление свойств, качеств, их оттенков': цветистый;
  • для понимания роли аффикса в однокоренных словах: например, в паронимах болотистый — 'имеющий свойство болота' и болотный — 'принадлежащий болоту';

2. Сравнение слов и наблюдение:

  • над многозначностью морфем (перелеты — повторяемость, перелесок — пространство между чем-нибудь; передозировка — чрезмерность);
  • над омонимией морфем (пошире, погромче, почитать — значение смягченной меры признака; побежать, полететь — значение начала действия);
  • над словообразовательной синонимией (вымазать — измазать — перемазать; испугать — напугать);
  • над словообразовательной антонимией (стол — столик — столище; прикрутить — открутить — выкрутить).

3. Распределение слов:

  • по словообразовательным гнездам. Например: испортить, подсолнечный, польза, солнце, использование, использовать, порча, испорченность, подсолнечник, испорченный.
  • порча — испортить — испорченный — испорченность;
  • солнце — подсолнечный — подсолнечник;
  • польза — использовать — использование;
  • по словообразовательным моделям.

4. Подбор однокоренных слов для определения единого словообразовательного гнезда: березовый (лес) — береза, березонька, березняк, выделяем корень берез-. Суффикс -ое- указывает на относительное прилагательное и имеет значение 'состоящий из породы дерева', указанного в корне (сравним: сосновый — состоящий из сосен, еловый — из елей и т.п.).

В начальной школе не изучают способы словообразования, но словообразовательный разбор применяют, так как именно с него начинается определение морфемного состава. Задачей морфемного анализа является установление морфемного состава слова, т.е. определение, из каких значимых частей это слово состоит. Однако не всегда это легко сделать, поэтому учителю рекомендуется прибегать и к словообразовательному, и к этимологическому разбору. Например, при объяснении правописания многих словарных слов этимология помогает запомнить исторический корень, в котором сомнительный гласный звучит под ударением: рябина — исторически от корня рябь.

Каков порядок морфемного разбора слова на начальном этапе обучения?

Т. Г. Рамзаева предлагает начинать разбор слова по составу с выделения окончания, что одновременно является и выделением основы слова. После этого учащиеся анализируют саму основу — находят корень, приставку и суффикс. Такой порядок морфемного анализа обусловлен способностями младших школьников к осуществлению мыслительных операций.

Окончание является средством выражения грамматических значений числа, рода, падежа, лица. Младшим школьникам, владеющим родной речью, не составляет труда сопоставить формы слова, различающиеся, например, формой числа, и выделить изменяемую часть слова.

Для выделения корня необходимы операции, включающие подбор однокоренных слов, их сравнение в целях распознавания общей части. При этом важно так подбирать однокоренные слова, чтобы не было ошибок, например таких, когда школьники, подбирая однокоренные слова с одной и той же приставкой, включают ее в корень (записать, запись, записка).

Для распознавания в слове приставки или суффикса используются те же действия, что и при нахождении корня, т.е. подбор однокоренных слов с разными приставками и суффиксами или без них. Сравнение однокоренных слов в этом случае направлено на вычленение частей, которые стоят перед или после корня. С целью доказательства правильного выделения приставок и суффиксов школьники должны осуществить операцию подбора неоднокоренных слов с одной и той же морфемой, приставкой или суффиксом, например: забежать, зашить, залить или засолка, прополка, подготовка. Младшие школьники для распознавания в слове аффиксов могут также использовать метод сравнения производного и производящего слов, например: гора — при-гор-ок, стол — стол-ик, школа — школь-ник.

Е. Антонова



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005