Методические материалы, статьи

Методическая деятельность учителя. Часть 2.

Субъект (учитель) организует свою деятельность следующим образом: сначала ставит цель. Затем субъект определяет продукт, который хочет получить в результате производимых действий. Для учителя, это знания и умения, которыми должен обладать ученик в результате акта обучения. Временные рамки учебного акта различны — это могут быть и четыре года начальной школы, и год обучения, и один урок.

В соответствии с этими двумя определяющими компонентами деятельности — целью и продуктом — учитель (субъект) отбирает соответствующий материал — как правило, это то, из чего будет производиться продукт (те знания и умения, которые ученик уже освоил). Учитель выбирает средства — дидактический материал, на котором ученик продемонстрирует свои знания и умения и одновременно найдет то, что ему еще неизвестно или что он еще не умеет делать. Затем учитель планирует процесс изменения материала в продукт: это методы исследования дидактического материала или же способы выведения понятия по теме урока. Процесс изменения для учителя русского языка — это все виды лингвистического разбора, с помощью которого ученики «строят» лингвистические понятия.

После тщательной подготовки к уроку и составления на ее основе конспекта учитель проводит урок. В его сознании есть четкое представление обо всех компонентах деятельности, и он приступает к исполнению плана.

Получив продукт (результат обучения), исполнитель лишь тогда может совершенствовать свою деятельность (успешная она или неуспешная), когда выполнит операцию сравнения полученного результата с задуманным продуктом, т.е. поработает как аналитик, а результат этого сравнения станет материалом для следующего цикла деятельности. Следовательно, схема акта деятельности должна быть уточнена.

Поскольку анализ исходной ситуации (проведенного урока) чаще всего показывает некоторую разницу между полученным продуктом и продуктом задуманным, то становится понятно, что выбор материала, процесса изменения и средств и является самой серьезной производственной, а в нашем случае — методической проблемой.

Весь акт деятельности учителя представляет собой сложную систему действий. Таким образом, субъект, проходя эти три этапа деятельности — планирование, выполнение плана и анализ проделанной работы, становится деятелем. Если же субъект не ставит самостоятельно цели, и образец продукта, средства и процессы изменения ему определяют инструкции, то в этом случае он имеет дело с работой, а не с деятельностью.

Планирование деятельности обучения определяется стандартным Базисным планом, утвержденным Министерством образования и являющимся основным руководящим и финансовым документом для каждой учебной структуры (школы, среднего специального и других учебных заведений). Базисный план имеет две части: ядро (инвариант) и вариантную часть, в которой учитываются особенности местности (этнокомпонент обучения), индивидуальных характеристик учащихся (стандартный контингент, коррекционный тип обучения, специфика учащихся с ограниченными физическими или умственными возможностями). В Базисном плане выделяются следующие основные содержательные направления:

  • федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и является обязательным минимумом, содержащим общекультурные и общие научные сведения, на основе которых формируются общие для всего государства знания, умения и навыки по русскому языку;
  • национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы области образования малых народов или конкретного края со своими специфическими чертами и этнокультурным содержанием;
  • школьный компонент отражает специфику конкретного учебного заведения, позволяет проводить самостоятельную разработку учебного плана и программ в соответствии с избранным направлением обучения (углубление или усиление изучения определенных предметов, ориентация на специфическую область культуры или особенности психофизического развития учеников и т.п.).

    Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005