Методическая деятельность учителя. Часть 2.
Субъект (учитель) организует свою деятельность следующим образом: сначала ставит цель. Затем субъект определяет продукт, который хочет получить в результате производимых действий. Для учителя, это знания и умения, которыми должен обладать ученик в результате акта обучения. Временные рамки учебного акта различны — это могут быть и четыре года начальной школы, и год обучения, и один урок.
В соответствии с этими двумя определяющими компонентами деятельности — целью и продуктом — учитель (субъект) отбирает соответствующий материал — как правило, это то, из чего будет производиться продукт (те знания и умения, которые ученик уже освоил). Учитель выбирает средства — дидактический материал, на котором ученик продемонстрирует свои знания и умения и одновременно найдет то, что ему еще неизвестно или что он еще не умеет делать. Затем учитель планирует процесс изменения материала в продукт: это методы исследования дидактического материала или же способы выведения понятия по теме урока. Процесс изменения для учителя русского языка — это все виды лингвистического разбора, с помощью которого ученики «строят» лингвистические понятия.
После тщательной подготовки к уроку и составления на ее основе конспекта учитель проводит урок. В его сознании есть четкое представление обо всех компонентах деятельности, и он приступает к исполнению плана.
Получив продукт (результат обучения), исполнитель лишь тогда может совершенствовать свою деятельность (успешная она или неуспешная), когда выполнит операцию сравнения полученного результата с задуманным продуктом, т.е. поработает как аналитик, а результат этого сравнения станет материалом для следующего цикла деятельности. Следовательно, схема акта деятельности должна быть уточнена.
Поскольку анализ исходной ситуации (проведенного урока) чаще всего показывает некоторую разницу между полученным продуктом и продуктом задуманным, то становится понятно, что выбор материала, процесса изменения и средств и является самой серьезной производственной, а в нашем случае — методической проблемой.
Весь акт деятельности учителя представляет собой сложную систему действий. Таким образом, субъект, проходя эти три этапа деятельности — планирование, выполнение плана и анализ проделанной работы, становится деятелем. Если же субъект не ставит самостоятельно цели, и образец продукта, средства и процессы изменения ему определяют инструкции, то в этом случае он имеет дело с работой, а не с деятельностью.
Планирование деятельности обучения определяется стандартным Базисным планом, утвержденным Министерством образования и являющимся основным руководящим и финансовым документом для каждой учебной структуры (школы, среднего специального и других учебных заведений). Базисный план имеет две части: ядро (инвариант) и вариантную часть, в которой учитываются особенности местности (этнокомпонент обучения), индивидуальных характеристик учащихся (стандартный контингент, коррекционный тип обучения, специфика учащихся с ограниченными физическими или умственными возможностями). В Базисном плане выделяются следующие основные содержательные направления:
- федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и является обязательным минимумом, содержащим общекультурные и общие научные сведения, на основе которых формируются общие для всего государства знания, умения и навыки по русскому языку;
- национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы области образования малых народов или конкретного края со своими специфическими чертами и этнокультурным содержанием;
- школьный компонент отражает специфику конкретного учебного заведения, позволяет проводить самостоятельную разработку учебного плана и программ в соответствии с избранным направлением обучения (углубление или усиление изучения определенных предметов, ориентация на специфическую область культуры или особенности психофизического развития учеников и т.п.).