Методические материалы, статьи

Методика изучения географии в VII классе. Раздел «Материки». Часть 3.

При рассмотрении климата необходимо исходить из закономерностей взаимодействия климатообразующих процессов (солнечная радиация, определяющая географические широты), циркуляции атмосферы и типа подстилающей поверхности. В беседе нужно привести причины возникновения пассатов и подтвердить слова схематическим рисунком.

Учащимся предлагается типовой план описания климата по климатической карте:

1. Географическое положение, области распространения.

2. Средние температуры января и июля.

3. Господствующие ветры.

4. Годовые осадки и их распределение по временам года.

Этот типовой план сообщается учащимся при изучении природы первого материка — Африки.

Важным разделом климата являются климатические пояса, которые рассматриваются в тесной взаимосвязи с общей циркуляцией атмосферы. В беседе уточняются характеристики основных климатических поясов Земли, выраженных на изучаемом материке и формирующих их соответствующих основных воздушных масс определенного географического типа. Экваториальные воздушные массы формируют экваториальный климатический пояс. Вдоль Северного и Южного тропиков — два тропических пояса представляют воздушные массы тропического пояса, а у полюсов — арктического и антарктического. Объяснения свойств воздушных масс климатических поясов также необходимо давать исходя из закономерностей общей циркуляции атмосферы. Например, в тропических поясах преобладают тропические воздушные массы, которые летом имеют очень высокую температуру и низкую влажность. (Почему?) Приходя с высот 10-12 км из области экватора, они по пути теряют много влаги и становятся сухими. В области тропиков они опускаются, нагреваются и становятся еще суше. Поэтому дожди летом — здесь редкое явление. Между основными климатическими поясами находятся переходные: два субэкваториальных, два субтропических, субарктический и субантарктический. Образование их следует объяснять особенностями движения Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси к плоскости орбиты и общей циркуляцией атмосферы. Летом все климатические пояса северного полушария смещаются к северу. Тогда в субэкваториальный пояс приходят экваториальные воздушные массы и там устанавливается жаркая и дождливая погода, как и в экваториальном поясе. В субтропическом поясе в это время преобладают тропические воздушные массы, поэтому погода близка к погоде тропического пояса — сухая и жаркая, дуют пассаты.

В субарктическом поясе летом преобладают умеренные воздушные массы с западными ветрами. Зимой все климатические пояса смещаются к югу. Тогда в субэкваториальном поясе преобладают тропические воздушные массы, дуют пассаты, стоит сухая, жаркая погода. В субтропики приходят умеренные воздушные массы с преобладающими западными ветрами. В субарктическом поясе преобладает арктический воздух с северо-восточными ветрами. Зима суровая и длинная.

Наиболее полное проявление закономерностей формирования климатических поясов наблюдается в Африке. При взгляде на карту становится ясным, что границы климатических поясов проходят не строго по параллелям, а местами отклоняются к северу и к югу под влиянием таких климатообразующих факторов как характер подстилающей поверхности, рельеф, морские течения и т.д.

Для закрепления материала проводятся практические работы по картам. Например: 1. Определить по карте амплитуду колебания средних температур января и июля в восточной части Южной Америки и сравнить с аналогичными данными на этих же широтах в Африке. 2. При изучении климата Африки очень важно выполнить практическую работу (устную) по анализу климатических диаграмм учебника и карт и заполнению таблицы «Климатические пояса Африки».

Д. Финаров



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005