Методические материалы, статьи

Методика изучения географии в VII классе. Раздел о главных особенностях природы Земли. Часть 4.

Формирование системы течений в северной части Тихого океана и в южной части Атлантического океана, а также течение Западных ветров в Южном полушарии изучаются учащимися путем самостоятельного чтения и вычерчивания схемы течений на контурной карте.

На уроке о жизни в Мировом океане целесообразно приемом синхронного моделирования изучить вертикальную природную поясность. Для этого учитель рисует на доске и объясняет схему вертикальной природной поясности в Мировом океане, а ученики переносят эту схему в свои тетради. На эту схему учащиеся самостоятельно или под диктовку учителя «поглубинно» подписывают названия наиболее характерных растений, рыб и животных.

Повышению познавательного интереса способствует применение опережающих заданий учащимися по чтению на уроке отрывков об особенностях животных и растений и условиях их обитания в Океане, а также подготовленные заранее сообщения учащихся о борьбе с загрязнением вод Океана.

Отдельные океаны изучаются по типовому плану и картам в форме самостоятельной или практической работы с последующим разбором выполненной работы.

Типовой план изучения Океана.

1. Физико-географическое положение и размеры.

1.1. Положение по отношению к экватору и по отношению к начальному меридиану.

1.2. Моря и заливы, береговая линия материков, омываемых океаном.

1.3. Влияние географического положения океана на его природу.

2. Рельеф дна и глубины (преобладающие и наибольшие).

3. Климатические условия (климатические пояса, средние температуры июля и января в климатических поясах, осадки, ветры).

4. Течения (теплые и холодные).

5. Географические пояса.

6. Виды хозяйственной деятельности человека. Природоохранные мероприятия.

Географическая оболочка. Тема «Географическая оболочка» (биосфера) изучается на трех уроках. На первых двух уроках объясняется сущность понятия «географическая оболочка», ее свойства (наличие жизни, три состояния веществ и наличие круговоротов веществ) и основные природные процессы: взаимодействие различных компонентов природы, движение воздушных масс и образование растениями органических веществ под воздействием солнечных лучей. Это объяснение необходимо выполнять с учетом опорных знаний учащихся о взаимосвязях компонентов природы в изученной ими теме VI класса о природном комплексе. Необходимо вспомнить, что такое природный комплекс и почему географическая оболочка является самым большим природным комплексом Земли.

Строение географической оболочки и существующие взаимосвязи в ней целесообразно сначала объяснять с использованием рисунка и таблицы из учебника (или таблицы, составленной учителем), а затем провести беседу с разбором примеров конкретных взаимосвязей в природе родного края.

Роль живых организмов в формировании природы целесообразно вынести на самостоятельное чтение учебника с последующей беседой (с привлечением геохронологической таблицы). Структура географической оболочки изучается путем воображаемого путешествия по карте, с выделением особенностей природных зон при движении с севера на юг: по Евразии (территория Западно-Сибирской низменности), далее по Африке. Схема высотной поясности объясняется учителем на примере Кавказских гор и Анд с обязательным привлечением данных об их географическом положении. В беседе приводятся примеры антропогенных комплексов (водохранилища, каналы), которые созданы человеком и управляются им.

На третьем уроке изучаются закономерности развития биосферы: целостность, ритмичность и зональность. Усвоение закона целостности географической оболочки учащимися наиболее эффективно на примере созданных водохранилищ в России или других странах. Затем в беседе приводятся примеры закономерно повторяющихся процессов в природе родного края и различных стран. Поскольку закон зональности природы уже изучался на предыдущем уроке, то здесь он только подтверждается и иллюстрируется с помощью карты. В дальнейшем при изучении материков закономерности развития географической оболочки рассматриваются на конкретных примерах.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005