Методические материалы, статьи

Методика изучения географии в VII классе. Раздел о главных особенностях природы Земли. Часть 3.

Необходимо обратить внимание школьников на особенности расположения крупных форм рельефа и на существующую закономерность: крупные равнины земного шара сформировались на платформенных участках земной коры. Пояса складчатости фиксируются в рельефе высокими и высочайшими горами и горными странами. Зоны горного рельефа на дне океана (рифтовые зоны) — это линейные области современного горообразования и поступления к поверхности Земли вещества мантии. Более мелкие формы рельефа образуются под действием внешних экзогенных процессов. Например, речные долины — результат эрозионной деятельности водных потоков, а террасы на их бортах — результат накопительной, аккумулятивной деятельности.

В качестве домашнего задания может стать работа с контурной картой по нанесению основных (крупных) форм рельефа: равнин, гор и т.п.

Атмосфера и климаты Земли. Тема «Атмосфера и климаты Земли» изучается на трех уроках. На первом уроке в беседе изучается роль атмосферы в жизни Земли, а также рассматриваются закономерности распределения температуры воздуха и атмосферного давления в приповерхностном слое, выясняются возможности человека управлять погодой. Затем учащиеся знакомятся с тематической комплексной картой из группы карт «Климатические карты» и с картами отдельных составляющих климата: температур (изотермы), давления (изобар), осадков и т.д. Почему в одно и то же время температура приповерхностного слоя воздуха понижается при удалении от экватора? Для ответа необходимо вспомнить рисунок из учебника VI класса о зависимости величины поступления солнечного тепла от угла падения солнечных лучей на дневную поверхность и соответствующего распределения величин атмосферного давления (по поясам) по рисунку учебника и схеме, представленной учителем на доске. На втором уроке изучается природа формирования и схема распределения осадков на Земле, пути перемещения воздушных масс, характеристики и траектории постоянных ветров. На доске уместно привести схему общей циркуляции атмосферы. На третьем уроке изучаются основные типы климатов как совокупности и последовательности состояний погоды и схемы их естественного распределения По территории планеты (климатические пояса). Объяснение и беседа — основные методические приемы этого урока. По карте устанавливается местоположение и границы четырех основных климатических поясов: экваториальный, тропический, умеренный и арктический (антарктический). Сезонное перемещение границ основных поясов — причина образования переходных климатических поясов. Изучение климатических поясов может быть выполнено в форме самостоятельной работы по нанесению их на контурную карту с последующей беседой.

Гидросфера. Мировой океан — главная часть гидросферы. Структура темы «География Мирового океана» значительно отличается в разных учебниках. В учебнике Д. П. Финарова с соавторами даются характеристики как Мирового океана в целом, так и отдельных океанов в первом разделе. В учебнике В. А. Коринской с соавтора ми в первом разделе освещается общая характеристика Мирового океана, а отдельные океаны рассматриваются в разделе о материках и океанах.

В начале изучения темы необходимо в беседе и работе с картой воспроизвести опорные знания учащихся о рельефе дна Мирового океана, полученные при изучении «Начального курса физической географии». Необходимо сравнить основные формы рельефа котловин (шельф, материковый склон и ложе океана) различных океанов. И лишь после этого переходить к характеристикам водных масс и поверхностных течений. Особенно важно сформировать понятие о закономерностях образования поверхностных холодных и теплых течений, а также круговых движений поверхностных течений в Атлантическом и Тихом океанах. Сначала учителем объясняется формирование системы течений в северной части Атлантического океана, которое целесообразно сочетать с элементами беседы, привлечением опорных знаний о течениях из VI класса. В процессе объяснения показываются течения на карте и рисуется схема течений на доске, а ученики наносят течения и их названия на контурную карту.

После установления условий образования стокового теплого течения Гольфстрим, выясняются причины образования Северо-Атлантического течения, а затем холодного Канарского течения.

Д. Финаров



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005