Методические материалы, статьи

Методика изучения географии в VII классе. Особенности процесса обучения. Часть 1.

Усвоение большого объема знаний опирается на предшествующую подготовку по общей физической географии, а также знания по смежным предметам — биологии, зоологии, математике и истории. Большое внимание уделяется работе с картой. Учащиеся VII класса должны научиться давать описание географических объектов по типовому плану. Это продолжение работы, начатой в VI классе, которая должна проводиться с использованием межпредметных связей. Необходимо использовать имеющиеся знания биологии растений при изучении растительности материков. Например, при изучении особенностей природы Африки и Азии необходимо использовать материалы по истории образования и развития древних государств Египта и Месопотамии, по хронологии географических открытий и колониальных захватов в XV-XVI вв. территорий этих материков.

Все изучаемые материки рассматриваются по типовому плану, который включает основные вопросы:

1. Географическое положение и границы.

2. История исследований и открытий.

3. Основные формы рельефа.

4. Геологическое строение и полезные ископаемые.

5. Климат.

6. Внутренние воды: реки и озера.

7. Природные зоны.

8. Население и политическая карта.

9. Характеристика отдельных государств.

Представительный материал должен стимулировать процесс умственного развития учащихся, поэтому проблема материала становится важнейшей в процессе обучения. Самое главное в отборе материала — выбор наиболее типичных примеров для данной территории. Отобранные для примера объекты и черты должны в сумме создавать полные географические образы территорий и природных комплексов.

В ходе обучения необходимо широко привлекать метод сравнения, формируя общие понятия на базе единичных. Например, при анализе климата обязательно сравнить формирование пассатов в Африке и Южной Америке, что необходимо для формирования общего понятия о пассатах и законов циркуляции воздушных потоков атмосферы.

Типовые планы используются не только при общей физико-географической характеристике материков. Однотипными являются планы характеристик и для отдельных элементов природы, например, рек, озер, отдельных форм рельефа и т.д.

План характеристики реки:

1. Название.

2. Где начинается, исток (географические координаты).

3. В каком направлении течет (уклон), почему и куда впадает (устье).

4. Характер течения (быстрое, спокойное и т.п.).

5. Влияние климата на режим реки (время и причины половодья, замерзание), тип питания.

6. Главные притоки реки.

7. Хозяйственное значение. Природоохранные мероприятия.

В типовом плане характеристики основных форм рельефа (равнин и гор) в отличие от описания в VI классе вводится новый вопрос об их происхождении: время образования складчатости для горных стран, возраст фундамента и основных рельефообразующих процессов их поверхности для равнин.

В процессе изучения первого материка (Африки) учащиеся знакомятся с типовыми планами. В дальнейшем учащиеся пользуются адаптированными типовыми планами. Работа с типовыми планами очень важна, т.к. этот прием работы ведет к развитию их познавательной активности и росту умения читать карты. Закрепление знания географической номенклатуры и практические работы по чтению карты предусматриваются программой. В состав этих работ входят упражнения по определению и вычислению по карте протяженности материков, природных зон и иных географических объектов. По климатическим картам выполняются работы по определению количества осадков, распределения тепла в различных районах; по физическим — определяются высотные отметки вершин и преобладающие высоты, характер рельефа. Контурные карты заполняются по требованиям каждой темы: природными объектами, показателями явлений, обозначениями деятельности человека и т.д. Для выполнения таких работ необходимо иметь тетрадь для практических заданий по географии, где учащиеся делают записи, например, вносят типовые планы, условные обозначения природных явлений, результаты выполненных работ, текст задания и т.д.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005