Методика изучения географии в VII классе. Особенности процесса обучения. Часть 1.
Усвоение большого объема знаний опирается на предшествующую подготовку по общей физической географии, а также знания по смежным предметам — биологии, зоологии, математике и истории. Большое внимание уделяется работе с картой. Учащиеся VII класса должны научиться давать описание географических объектов по типовому плану. Это продолжение работы, начатой в VI классе, которая должна проводиться с использованием межпредметных связей. Необходимо использовать имеющиеся знания биологии растений при изучении растительности материков. Например, при изучении особенностей природы Африки и Азии необходимо использовать материалы по истории образования и развития древних государств Египта и Месопотамии, по хронологии географических открытий и колониальных захватов в XV-XVI вв. территорий этих материков.
Все изучаемые материки рассматриваются по типовому плану, который включает основные вопросы:
1. Географическое положение и границы.
2. История исследований и открытий.
3. Основные формы рельефа.
4. Геологическое строение и полезные ископаемые.
5. Климат.
6. Внутренние воды: реки и озера.
7. Природные зоны.
8. Население и политическая карта.
9. Характеристика отдельных государств.
Представительный материал должен стимулировать процесс умственного развития учащихся, поэтому проблема материала становится важнейшей в процессе обучения. Самое главное в отборе материала — выбор наиболее типичных примеров для данной территории. Отобранные для примера объекты и черты должны в сумме создавать полные географические образы территорий и природных комплексов.
В ходе обучения необходимо широко привлекать метод сравнения, формируя общие понятия на базе единичных. Например, при анализе климата обязательно сравнить формирование пассатов в Африке и Южной Америке, что необходимо для формирования общего понятия о пассатах и законов циркуляции воздушных потоков атмосферы.
Типовые планы используются не только при общей физико-географической характеристике материков. Однотипными являются планы характеристик и для отдельных элементов природы, например, рек, озер, отдельных форм рельефа и т.д.
План характеристики реки:
1. Название.
2. Где начинается, исток (географические координаты).
3. В каком направлении течет (уклон), почему и куда впадает (устье).
4. Характер течения (быстрое, спокойное и т.п.).
5. Влияние климата на режим реки (время и причины половодья, замерзание), тип питания.
6. Главные притоки реки.
7. Хозяйственное значение. Природоохранные мероприятия.
В типовом плане характеристики основных форм рельефа (равнин и гор) в отличие от описания в VI классе вводится новый вопрос об их происхождении: время образования складчатости для горных стран, возраст фундамента и основных рельефообразующих процессов их поверхности для равнин.
В процессе изучения первого материка (Африки) учащиеся знакомятся с типовыми планами. В дальнейшем учащиеся пользуются адаптированными типовыми планами. Работа с типовыми планами очень важна, т.к. этот прием работы ведет к развитию их познавательной активности и росту умения читать карты. Закрепление знания географической номенклатуры и практические работы по чтению карты предусматриваются программой. В состав этих работ входят упражнения по определению и вычислению по карте протяженности материков, природных зон и иных географических объектов. По климатическим картам выполняются работы по определению количества осадков, распределения тепла в различных районах; по физическим — определяются высотные отметки вершин и преобладающие высоты, характер рельефа. Контурные карты заполняются по требованиям каждой темы: природными объектами, показателями явлений, обозначениями деятельности человека и т.д. Для выполнения таких работ необходимо иметь тетрадь для практических заданий по географии, где учащиеся делают записи, например, вносят типовые планы, условные обозначения природных явлений, результаты выполненных работ, текст задания и т.д.