Методические материалы, статьи

Лекционно-семинарская форма обучения биологии. Часть 4.

Семинар-игра позволяет создать учащимся ситуацию выбора и принятия решения, на этом семинаре воспроизводятся условия, близкие к реальным. В игре соединяется конкретное событие или явление, подлежащее моделированию, допускается отнесение игрового времени к любому периоду — настоящему, прошедшему и будущему. В игре соединяется теория и практика, что стимулирует интерес к биологии и вызывает положительные эмоции. Семинар-проектирование предполагает разработку в группах проекта — постепенно усложняющегося практического задания, представляемого в итоге как текст или план преобразования какого-либо биологического объекта. В основе выполнения проекта лежит познавательная, коммуникативная и ценностно-ориентационная деятельность учащихся. Учитель биологии, помогая формулировать тему и задачи проекта, только очерчивает планируемые результаты обучения и исходные данные. Большую часть работы предстоит сделать самим учащимся — собрать информацию, проанализировать ее, наметить промежуточные задачи, искать пути и методы их решения, оформить, представить и защитить проект. При обучении биологии лучше предлагать к выполнению проекты по доминирующему признаку — исследовательские, творческие, информационные и практические. Они могут быть микропроектами и одновременно одно- и межпредметными.

Примерная тематика семинаров может быть следующей: 8 кл. — «Органы и система органов человека» (повторительно-обобщающий), «Вредное влияние алкоголя, никотина и наркотиков на потомство» (исследование), «Санитарно-гигиенические знания — основа сохранения здоровья и организации быта» (обобщающий); 9 кл. — «Строение и функции клетки» (контрольно-обобщающий), «Генетическое биоразнообразие в природе и хозяйстве» (семинар-беседа), «Ценность биоразнообразия в устойчивом развитии природы» (ролевая игра), «Ноосфера — будущее человечества» (проектирование); 10 кл. — «Этические проблемы генной инженерии» (дискуссия), «Методологическое значение эволюционной теории» (конференция); 11 кл. — «Селекция микроорганизмов, грибов, растений и животных» (групповая работа), «Влияние деятельности человека на биосферу» («круглый стол»).

Для проведения семинара необходима соответствующая подготовка учителя и учащихся. Учителю важно выбрать тему, включить ее в календарный и тематический планы, сформулировать задачи, подобрать литературу, распределить задания, организовать консультации, выбрать методы и наглядные средства и, наконец, составить план проведения семинара. Учащимся необходимо прочитать вопросы к семинару, изучить литературу, сделать записи, составить план ответов, при необходимости получить консультации учителя.

При проведении семинара учителю следует соблюдать определенные правила, в частности, добиваться, чтобы каждый учащийся активно участвовал в семинаре, высказывал свою позицию по существу, не прерывать его выступление вопросами и комментариями, давать оценку ответам в конце, обращая внимание на их полноту и правильность, логичность изложения материала и умение формулировать аргументированные выводы.

М. Якунчев



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005