Методические материалы, статьи

Космические корабли XXI века

24 октября 1998 года был запущен американский космический зонд «Глубокий космос-1» стоимостью 150 миллионов долларов. На его борту немало технологических новинок, но главная — абсолютно новый ионный двигатель, управляемый суперкомпьютером, который может находить путь по Солнечной системе безо всякой помощи с Земли. По словам главного инженера проекта Марка Раймана, при запуске этого зонда Американское космическое агентство сознательно шло на большой риск. Полет с полным правом можно назвать испытательным. Программа НАСА для следующего тысячелетия даже носит негласное название «большой риск, большая выгода». «Технологии, которые мы тестируем, могут стать основой для полетов будущего века, и поэтому риск наш оправдан» — считает Райман.

Суть работы ионного двигателя в том, что атомы ксенона бомбардируются электронами, возникающие ионы движутся к высоковольтным сеткам, разгоняются до больших скоростей и выбрасываются в пространство с огромной скоростью в 8-10 километров в секунду. Эффективность двигателя в несколько раз выше, чем у обычной ракеты на химическом топливе. Правда, сила тяги, которую ему удается развивать, не больше, чем вес листка бумаги у вас на ладони. Но даже такая крошечная тяга, работая без остановки в течение недель в безвоздушном космическом пространстве, способна разогнать корабль до десятков тысяч километров в секунду, добавляя ему 25-30 километров в час ежедневно. Райман называет это «осторожным ускорением».

Идея ионного «движителя» не нова: она была предложена в начале шестидесятых годов. Райман натолкнулся на нее случайно в годы своей юности. Технология запала ему в душу и зрела три десятилетия до своего воплощения. Те, кто видел двигатель на опытных испытаниях, рассказывают, что ионы вылетают из него голубоватым пламенем. Именно такой двигатель использовали авторы всемирно известного фантастического сериала «Стар Трек» для корабля «Энтерпрайз», правда, он достигал сверхсветовых скоростей. «Нам пока не удалось достичь такого результата, но мы будем стараться» — надеется Райман.

А новый компьютер-навигатор зонда по целому комплексу собственных расчетов и наблюдений всегда будет знать, где он находится. Если все пойдет хорошо, то в июле 1999 года, пролетев 724 миллиона километров, зонд встретится с астероидом, а в 2001 году пролетит мимо парочки комет и тщательно изучит их. По замыслу конструкторов, им не придется вмешиваться в управление зондом — компьютер все будет делать сам. «Ситуацию можно сравнить с той, когда ваш автомобиль самостоятельно сможет добраться из Вашингтона в Лос-Анджелес», — говорит Райман. Эта же компьютерная навигация должна подвести зонд на расстояние всего 10 километров к астероиду для пристального его изучения.

У зонда весом в полтонны есть дополнительная солнечная батарея для совершения экстренных маневров. Если бы не ионный двигатель, то зонду потребовалось бы в десять раз больше горючего для выполнения своей задачи, а так ему должно хватить 180 фунтов ксенона. Между прочим, существенное уменьшение размеров зонда и его облегчение привели к значительному удешевлению проекта: 150 миллионов долларов — это очень мало по космическим масштабам.

Параллельно с ионным НАСА уже два года разрабатывает еще один проект двигателя для космических кораблей, который сам будет «засасывать» в себя воздух, необходимый для сжигания горючего, во время прохода через плотные слои атмосферы. Сегодня ракеты вынуждены везти с собой не только горючее, но и окислитель для него. Ракета с новым двигателем будет весить гораздо меньше, а значит, и стоить дешевле. «Эта технология может открыть космические просторы для широких масс населения» — считает Уве Нюттер из исследовательского центра НАСА в Хантсвилле, штат Алабама. Двигатель многократно опробован в земных тестах, и теперь его предстоит испытать в космосе. Эксперты НАСА ставят целью удешевление космического полета с сегодняшних 10 тысяч долларов за фунт веса до сотен долларов, тогда билет «вокруг шарика» для солидного мужчины будет стоить порядка 10 тысяч долларов — понятно, что такую сумму могут позволить себе многие из нынешних «новых русских».

Дальнейшее развитие «самодышащего» двигателя может сделать будущие космические перелеты таким же обычным делом, как сегодняшние авиапутешествия. Космический корабль с подобными двигателями может использоваться многократно, взлетать и приземляться в обычных аэропортах, быть готовым к старту всего через несколько дней после посадки.

Американское космическое агентство блестяще заканчивает век, делая уверенные шаги в будущее тысячелетие, и они могут оказаться первыми на пути к другим звездам.

Александр Семенов



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005