Методические материалы, статьи

Композиционный анализ. Часть 2.

Литературные сказки, унаследовав сюжетную схему волшебной фольклорной сказки, принципиально отличаются от последней, во-первых, наличием автора (что дает возможность говорить об авторской воле, авторском отношении к героям и событиям); во-вторых, появлением сложного характера героя (что позволяет увидеть путь его становления, конкретизирует конфликт произведения, переводя его из разряда абстрактных величин Добро — Зло к более конкретным проблемам — социальным, бытовым, внутриличностным); в-третьих, появлением в структуре повествования новых надсюжетных элементов композиции: пейзаж, портрет, описание, вставной рассказ и др.

Рассказ может содержать в себе повествование лишь об одном событии. Этим обусловлены и некоторые специфические черты композиции: время и место действия ограничены, определены; конфликт чаще всего носит межличностный или внутриличносгный характер, становится актуальным вопрос о точке зрения, а вместе с ним и о выделении категории повествователя. Как правило, рассказы невелики по объему, что позволяет произвести более глубокий анализ произведения.

При анализе басни необходимо учитывать, что жанрообразующим элементом является наличие иносказания. Аллегорическое изображение человеческих качеств или социальных явлений позволяет представить конфликт в наиболее «концентрированной» форме. Важно обращать внимание учащихся на мораль как на особый, присущий лишь басне, элемент композиции произведения.

Существует мнение, что лирические стихотворения бессюжетны. Это не так. В лирике сюжет представлен не сменой событий, а динамикой эмоций и мыслей лирического героя, часто скрывающихся в описании пейзажей или явлений действительности. Особое значение при композиционном анализе играют пространство и время, которые зачастую представляют собой неделимое целое (категорию времени труднее уловить в лирическом стихотворении, часто она скрывается за пространственными характеристиками).

При анализе стихотворного текста особое значение приобретает графическая композиция, т. е. расположение слов на листе. Авторское деление на стихи и строфы, особенно случаи, когда привычная структура нарушается, не подчиняется общей логике, — это ключ, который позволит раскрыть мир поэтических образов.

Рассмотрим частные приемы композиционного анализа.

Составление плана. Составление плана по праву считается самым распространенным приемом композиционного анализа на начальном этапе обучения. Хотя в школьной практике этот прием часто используется нерационально. Для многих детей деление текста на части и озаглавливание их является хорошо знакомым, а со временем и легко выполнимым видом работы. Однако следует подчеркнуть, что далеко не всегда способность ребенка справиться с таким заданием свидетельствует о высоком уровне его литературного развития и уж тем более не помогает интерпретировать произведение. Причина этого кроется в том, что за механическим исполнением приема учитель, а вслед за ним и ученики, теряют смысл своих действий. Избрав этот путь постижения идеи, они продвигаются по нему, наслаждаясь самой дорогой, и не стремясь к чему-то прийти. Поэтому, прежде всего, необходимо четко сформулировать для себя, какую цель вы должны преследовать, ради чего вы составляете план художественного текста.

Выделяют несколько видов плана.

Е. Лебедева



См. также:
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005