Композиционный анализ. Часть 1.
Понятие «композиция» является междисциплинарным. В искусствоведении композиция определяется как «смысловая и зрительная организация целостности произведения, свойственный ему внутренний порядок, расположение, соотношение и связь частей, способствующая выявлению смысла».
Естественно, что каждому виду искусства присущи специфические черты композиционного строя. В литературоведении под композицией понимается «соответственность, взаимосвязь всех составляющих произведения, частей, эпизодов, образов».
В начальной школе композиционный анализ занимает особое место в ряду других приемов анализа художественного текста. Ведь восприятие литературных произведений на начальном этапе литературного развития отличается отсутствием целостности. Анализ композиции позволяет преодолеть дискретность детского восприятия, способствует формированию целостного взгляда на произведение, позволяет выявить взаимосвязи между элементами, увидеть в архитектонике произведения проявление авторской воли и, благодаря этому, приблизиться к постижению художественной идеи.
Если при изучении произведения учитель останавливает свой выбор на композиционном анализе текста, то этот методический прием становится организующим ядром урока, не терпящим фрагментарного обращения, поскольку, в отличие от приема стилистического анализа, где предметом рассмотрения становятся художественные детали (авторское слово или знак), композиционный анализ охватывает все произведение от начала до конца.
Естественно, что представление о композиции в начальной школе дается не в полном объеме. Программы по литературному чтению предусматривают знакомство со следующими композиционными категориями: жанр, сюжет (элементы сюжетной схемы), конфликт, система персонажей (образов), надсюжетные композиционные элементы текста (портрет, пейзаж, описание), точка зрения (автор, повествователь, лирический герой), хронотоп (без введения термина, художественное пространство и время в произведении).
Необходимым условием организации композиционного анализа на уроке является учет родо-жанровой специфики произведения. Большинство программ по литературному чтению построены с учетом принципа жанрового разнообразия изучаемых произведений. Наиболее распространенные жанры в школьных учебниках: сказка фольклорная, сказка литературная, рассказ, басня, пейзажная лирика, игровая поэзия.
Поскольку художественным ядром игровой поэзии в основном является игра со словом (образом), изучение ее в контексте композиционного анализа представляется нецелесообразным.
Фольклорные сказки взяли свое начало в мифах и приняли от них закрепленные содержательно и формально сюжетные структуры. Они могли распадаться на более мелкие звенья — мотивы, чередование которых порождало новые сюжетные схемы. Остальные элементы художественной формы были подчинены сюжету: описания, тормозившие динамику действия, если и встречались, то были минимальны и носили характер устойчивой схемы; образы персонажей зачастую исчерпывались той функцией, которую они выполняли. Поэтому при изучении фольклорной сказки в начальной школе особое внимание необходимо обращать на сюжет. При рассмотрении кумулятивной сказки можно использовать задания, позволяющие детям на основе анализа композиции повторяющегося эпизода воссоздать отсутствующие элементы или предложить свой вариант сказки (по аналогии).