Классификация методов и приемов начального литературного образования. Часть 2.
Часть методов реализует авторские концепции начального литературного образования. Так, акцентное вычитывание текста активно применяется в программе Г. Н. Кудиной и 3. Н. Новлянской. Анализ и интерпретация художественного текста или его фрагмента с помощью решения типовых задач — основной метод обучения по программе Л. Е. Стрельцовой и Н. Д. Тамарченко.
Работа с текстом — метод, широко используемый теми авторами, кто ставит целью обучение чтению как речевой деятельности. Сам термин «работа с текстом» нельзя назвать удачным, поскольку он многозначен. По сути дела, любой из методов в том или ином виде включает работу с текстом произведения. Однако такое название широко использовалось в методике начального обучения чтению и перешло в методику литературного чтения. Что же имеется в виду под работой с текстом, и чем этот метод отличается от целостного анализа текста? Целью работы с текстом является изучение жизненного материала, положенного в основу произведения, создание на этой основе собственного высказывания, целью анализа — постижение художественной идеи, освоение духовного опыта, аккумулированного в произведении искусства. Предмет изучения при работе с текстом — «содержание» текста, т.е. жизнь, изображенная в произведении, поэтому слово воспринимается как речь — в своей номинативной функции. Предмет изучения при анализе — изображение жизни писателем, «содержательная форма», поэтому слово воспринимается как средство создания образа, т. е. в своей художественной функции. Работа с текстом ведет к извлечению информации и может быть вполне уместна при изучении учебно-познавательного текста, но данный метод неадекватен задачам художественного развития ребенка.
Выделение группы эмоционально-образных методов вызвано стремлением учесть специфику деятельности по восприятию и созданию текста как деятельности, связанной с познанием мира в конкретно-чувственных формах, подчеркнуть роль эмоционального начала в перцептивной и продуктивной творческой деятельности.
Читатель, особенно младшего школьного возраста, способен приобщиться к художественной идее интуитивно — за счет содействия, сопереживания герою, «разведки телом» — изображения походки, жестов, выражения лица персонажа; динамика эмоций может быть передана с помощью цветовой шкалы, цветных пятен. Подобные приемы невозможны при изучении научных дисциплин и не входят в дидактическую классификацию.
Метод творческого чтения не случайно оказался в двух графах таблицы сразу. Трактовка метода зависит от того, как учитель воспринимает художественное произведение. Если он видит в нем лишь образец хорошей речи, то предлагает творческие приемы развития речи учащихся на примере прочитанного — всевозможные переделки текста: придумывание другого конца, пересказы с добавлением описаний; чтение по ролям с пропуском авторского текста, создание словесных картинок, не ведущее к углублению трактовки идеи произведения, и т.д. Приемов может быть много, суть их одна художественное произведение: материал для упражнений учащихся в хорошей речи, для развития их фантазии.
Такой подход, к сожалению, достаточно широко распространенный в практике школы, противоречит природе художественного произведения. Искусство самоценно, оно не может выступать материалом для упражнений, ведь не приходит никому в голову пририсовать еще одного медвежонка на полотне Шишкина или вставить популярную мелодию в середину Лунной сонаты Бетховена. Вольное отношение к литературному тексту вызвано тем, что внешне он очень похож на речь, а словом владеет каждый. Но обыденная и художественная речь — не одно и то же, о чем уже говорилось ранее. И все-таки плох не сам по себе прием, а его неуместное использование. Вполне можно предложить детям придумать окончание специально составленного учебного текста, развить сюжет, изображенный с помощью серии картинок, ввести описание природы в собственное сочинение и т.д.
В этом случае приемы будут реализовывать другой метод — метод литературного творчества. Если же творческое чтение связывается в сознании учителя с эстетической деятельностью, то оно предполагает выразительное художественное чтение (и слушанье), сопоставление вариантов выразительного чтения, содержащих разную трактовку текста, чтение по ролям, передающее эмоции персонажей и автора.
Методы и приемы, относящиеся к чтению как речевой деятельности, неоднократно описывались в научных работах и учебниках, поэтому в данном пособии остановимся подробнее на применении методов и приемов, относящихся к эстетической стороне чтения. Среди них основным в начальном литературном образовании является метод целостного анализа текста, поэтому начнем рассмотрение методов и приемов с определения общих подходов, описания принципов организации школьного анализа художественного произведения.