Методические материалы, статьи

Классификация методов и приемов начального литературного образования. Часть 2.

Часть методов реализует авторские концепции начального литературного образования. Так, акцентное вычитывание текста активно применяется в программе Г. Н. Кудиной и 3. Н. Новлянской. Анализ и интерпретация художественного текста или его фрагмента с помощью решения типовых задач — основной метод обучения по программе Л. Е. Стрельцовой и Н. Д. Тамарченко.

Работа с текстом — метод, широко используемый теми авторами, кто ставит целью обучение чтению как речевой деятельности. Сам термин «работа с текстом» нельзя назвать удачным, поскольку он многозначен. По сути дела, любой из методов в том или ином виде включает работу с текстом произведения. Однако такое название широко использовалось в методике начального обучения чтению и перешло в методику литературного чтения. Что же имеется в виду под работой с текстом, и чем этот метод отличается от целостного анализа текста? Целью работы с текстом является изучение жизненного материала, положенного в основу произведения, создание на этой основе собственного высказывания, целью анализа — постижение художественной идеи, освоение духовного опыта, аккумулированного в произведении искусства. Предмет изучения при работе с текстом — «содержание» текста, т.е. жизнь, изображенная в произведении, поэтому слово воспринимается как речь — в своей номинативной функции. Предмет изучения при анализе — изображение жизни писателем, «содержательная форма», поэтому слово воспринимается как средство создания образа, т. е. в своей художественной функции. Работа с текстом ведет к извлечению информации и может быть вполне уместна при изучении учебно-познавательного текста, но данный метод неадекватен задачам художественного развития ребенка.

Выделение группы эмоционально-образных методов вызвано стремлением учесть специфику деятельности по восприятию и созданию текста как деятельности, связанной с познанием мира в конкретно-чувственных формах, подчеркнуть роль эмоционального начала в перцептивной и продуктивной творческой деятельности.

Читатель, особенно младшего школьного возраста, способен приобщиться к художественной идее интуитивно — за счет содействия, сопереживания герою, «разведки телом» — изображения походки, жестов, выражения лица персонажа; динамика эмоций может быть передана с помощью цветовой шкалы, цветных пятен. Подобные приемы невозможны при изучении научных дисциплин и не входят в дидактическую классификацию.

Метод творческого чтения не случайно оказался в двух графах таблицы сразу. Трактовка метода зависит от того, как учитель воспринимает художественное произведение. Если он видит в нем лишь образец хорошей речи, то предлагает творческие приемы развития речи учащихся на примере прочитанного — всевозможные переделки текста: придумывание другого конца, пересказы с добавлением описаний; чтение по ролям с пропуском авторского текста, создание словесных картинок, не ведущее к углублению трактовки идеи произведения, и т.д. Приемов может быть много, суть их одна художественное произведение: материал для упражнений учащихся в хорошей речи, для развития их фантазии.

Такой подход, к сожалению, достаточно широко распространенный в практике школы, противоречит природе художественного произведения. Искусство самоценно, оно не может выступать материалом для упражнений, ведь не приходит никому в голову пририсовать еще одного медвежонка на полотне Шишкина или вставить популярную мелодию в середину Лунной сонаты Бетховена. Вольное отношение к литературному тексту вызвано тем, что внешне он очень похож на речь, а словом владеет каждый. Но обыденная и художественная речь — не одно и то же, о чем уже говорилось ранее. И все-таки плох не сам по себе прием, а его неуместное использование. Вполне можно предложить детям придумать окончание специально составленного учебного текста, развить сюжет, изображенный с помощью серии картинок, ввести описание природы в собственное сочинение и т.д.

В этом случае приемы будут реализовывать другой метод — метод литературного творчества. Если же творческое чтение связывается в сознании учителя с эстетической деятельностью, то оно предполагает выразительное художественное чтение (и слушанье), сопоставление вариантов выразительного чтения, содержащих разную трактовку текста, чтение по ролям, передающее эмоции персонажей и автора.

Методы и приемы, относящиеся к чтению как речевой деятельности, неоднократно описывались в научных работах и учебниках, поэтому в данном пособии остановимся подробнее на применении методов и приемов, относящихся к эстетической стороне чтения. Среди них основным в начальном литературном образовании является метод целостного анализа текста, поэтому начнем рассмотрение методов и приемов с определения общих подходов, описания принципов организации школьного анализа художественного произведения.

М. Воюшина

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005