Методические материалы, статьи

Классификация методов и приемов начального литературного образования. Часть 1.

Проблема описания и классификации методов начального литературного образования крайне сложна по многим причинам.

Во-первых, обучение, воспитание и развитие ребенка в процессе его общения с художественным произведением и собственного творчества так тесно связаны, что правильнее было бы выделять методы начального литературного образования, а не обучения. Метод обучения определяется в дидактике как путь, способ организации взаимодействия учителя и учащихся, ведущий к усвоению содержания и достижению целей и задач обучения. Метод литературного образования можно определить как способ организации взаимодействия учителя и учащихся, ведущий к усвоению содержания и достижению целей и задач воспитания и развития ученика в процессе обучения.

Во-вторых, для методики существенными оказываются также учет специфики объекта деятельности и ориентация на характер деятельности, в нашем случае деятельности читательской и литературно-творческой. Чтение в начальной школе представлено в двух своих ипостасях: как речевая и как эстетическая деятельность, — что требует разных групп методов освоения текста.

В-третьих, дидактическая классификация методов обучения в большей степени ориентирована на изучение науки, а не искусства и не учитывает ряд специфических для постижения искусства слова методов.

В-четвертых, классификация методов, используемых при изучении литературы в средней школе, не может быть использована, поскольку относится только к изучению художественного произведения и не охватывает всех задач начального этапа образования.

В-пятых, современные вариативные программы по литературному чтению, как правило, не называют методов обучения, ограничиваясь перечислением приемов работы. Однако прием по отношению к методу — понятие частное, классификация приемов не может заменить классификацию методов.

Поэтому представляется целесообразным классифицировать методы начального литературного образования в зависимости от характера читательской деятельности и соотнести эти методы с дидактической классификацией методов обучения И. Я. Лернера, учитывающей цель, способ усвоения содержания и характер взаимодействия учителя и ученика. Причем специфика искусства как предмета изучения требует дополнения дидактической классификации и выделения эмоционально-творческого метода и метода литературного творчества, так как целая группа хорошо известных в методике приемов не может быть отнесена ни к одному из дидактических методов обучения. Поскольку каждый метод реализуется в практике обучения только через определенные приемы, отражающие операционную сторону деятельности, рассмотрим каждый метод в соотношении с приемами работы.

Сами по себе методы и приемы не бывают ни хорошими, ни плохими. К оценке метода надо подходить с точки зрения его целесообразности, т.е. соответствия решаемой задаче, предмету деятельности, степени готовности ученика к этой деятельности. Так, популярный в XIX в. метод объяснительного чтения, реализующийся с помощью многочисленных вопросов о значении отдельных слов, фраз, предложений, решал задачу формирования техники чтения, повышения степени осознания содержания прочитанного, способствовал приобретению учащимися знаний о мире, почерпнутых из учебных текстов. Сегодня ставятся другие задачи, и данный метод не востребован практикой. Зато другой объяснительно-иллюстративный метод — чтение-рассматривание, введенный Н. Н. Светловской, — успешно используется при ознакомлении школьников с элементами книги, ее устройством, формировании умения пользоваться оглавлением, условными обозначениями.

В данном случае чтение выступает как речевая деятельность. Но объяснительно-иллюстративный метод может применяться и в процессе обучения чтению как эстетической деятельности. При этом используется комментированное чтение, предполагающее, например, установление ассоциативных связей изучаемого текста с самостоятельно прочитанными учениками художественными произведениями того же автора, на ту же тему, с близкой проблематикой, зачитывание отрывков из этих произведений, рассматривание иллюстраций, обращение к портретам писателя и т.д.

М. Воюшина

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005