Методические материалы, статьи

Итоговая аттестация, как обязательный аспект методологического обучения изобразительному искусству в УДО. Часть 1.

Большое значение в проведении занятий по изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования помимо приобретения навыков, умений, развитие индивидуальных творческих возможностей, проведения итоговых выставок, конкурсов отводится такому периоду как итоговая аттестация.

Она заключается не только в просмотре различных выставок, конкурсов, фестивалей, награждении победителей грамотами, дипломами, ценными подарками.

Главное то, что ребята за короткий срок (летнее время в лагере) достигли определённых результатов в своём творчестве, проверили свои силы, обрели своё творческое дыхание и способность понять, что и они сами стали маленькой частицей окружающего их прекрасного мира, волшебных превращений, когда на чистом листе вдруг возникает ими увиденный или придуманный чудесный пейзаж, сказочные герои любимых произведений. Сама терминология - «итоговая аттестация воспитанников детских объединений дополнительного образования» на первый взгляд может оказаться надуманным, но это не так. Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели, задачи и результат. А новые дополнения и изменения в Законе об образовании допускают введение образовательных стандартов в некоторые программы дополнительного образования.

Определяя процесс выявления результативности образовательной деятельности детского творческого объединения как педагогическую проблему, необходимо проанализировать целый ряд её аспектов.

Во-первых, процедура проверки результатов работы учащихся студии изобразительного искусства в учреждениях дополнительного образования необходима для выявления истинного её качества.

В одной из своих работ по итоговой аттестации кандидат педагогических наук 3. А. Курагина пишет: «Несмотря на то, что отдельные результаты хорошо просматриваются на конкурсах, фестивалях, выставках и т. д., это не даёт полной картины оценки работы, так как в таких мероприятиях участвуют не все воспитанники детских объединений, а в основном наиболее способные и занимающиеся не первый год.

Такое утверждение автора неверно и даже ошибочно. Во-первых, в студию (летнее время в лагере) чаще приходят ребята, которые до этого нигде и никогда не занимались. Однако результаты были огромные - статьи в газете, ценные призы, дипломы. Многие работы подарены гостям из Америки, Японии, Финляндии, России. Сотни отзывов - свидетельство их творческих успехов. И наоборот - после успешных выставок, награждений в студию начинают приходить «подготовленные» ребята, но время уже заканчивается и приёма, естественно, нет. С таким явлением, работая в детских оздоровительных лагерях много лет подряд, сталкиваюсь всегда.

В таких вопросах нужна соответствующая подготовка вожатых и воспитателей, так как именно они лучше знают свих ребят, кто из них где учился, чем любит, заниматься. Иногда директор лагеря или старший воспитатель советуют руководителю студии самому ходить по отрядам, выискивать «желающих», а кто тогда будет заниматься подготовкой студии к работе, подбором материалов, составлении своих рабочих планов и многим другим. Такой подход абсолютно невозможен.

Во-вторых, хотя в сфере дополнительного образования нет единых образовательных стандартов, в соответствии с которыми можно было бы проверить проведённые занятия учащихся в определённой деятельности, нужно использовать не только образовательные программы, где определены результаты обучения, воспитания на каждый год обучения, но главное, программы обучения, составленные самим руководителем студии на основе многолетнего опыта творческой работы с детьми. Они и могут стать определённым «стандартом» в выявлении реальных достижений учащихся студий детского оздоровительного лагеря по итогам всей работы студии.

А. Борисов

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005