Методические материалы, статьи

История методики изучения русского языка младшими школьниками. Часть 2.

В середине XIX в. методика как система обучения родному языку складывалась в период борьбы за демократизацию школы: известные литературные критики В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев, формировавшие общественное мнение среди прогрессивно настроенных читателей, агитировали за доступность образования для широких народных масс. Так, В. Г. Белинский создал свой учебник русского языка, которым демонстрировал возможность отойти от формализма в преподавании риторики (теории красноречия) и направить обучение в русло развития речи.

Наиболее значительный вклад в методику начального обучения русскому языку внес Константин Дмитриевич Ушинский (1824 — 1870).

Труды К. Д. Ушинского созданы в основном для народной начальной школы: его учебники «Детский мир» и «Родное слово» воплощают передовые для того времени методические идеи, которые не утратили актуальности и в настоящее время.

По мнению К. Д. Ушинского, овладение родным языком должно быть осознанным, так как представляет собой разностороннюю деятельность, связанную с практическим освоением курса грамматики, которая раскрывает логику языка, показывает нормы склонения, спряжения, построения словосочетаний, развивает мышление и дар слова у школьника. Задача учителя — показать детям роль языковых форм в оформлении мысли: значений и содержания высказывания. Поэтому изучение грамматики ученый-методист предлагал проводить на текстовом материале и(или), как минимум, — на предложении. К. Д. Ушинский предложил одну из наиболее эффективных методик — методику изложений и сочинений. Он высоко ставил работу по совершенствованию самостоятельной речи детей.

К. Д. Ушинский сформулировал требования к упражнениям по языку: разнообразие форм и взаимосвязанность по уровням языка и по характеру формируемых учебных умений, важнейшими из которых считал умение понимать (при чтении) и правильно писать (с орфографической точки зрения). Орфографические умения и навыки, считал ученый, должны закладываться на самых ранних этапах обучения. В правописании он высоко ставил роль правил, одновременно отдавая должное и формированию общей языковой культуры.

К. Д. Ушинский ввел новый способ обучения грамоте — звуковой, при сочетании аналитической и синтетической работы по овладению учащимися первоначальным чтением и письмом. Своеобразие методики К. Д. Ушинского заключалось в том, что умение читать приобреталось вслед за умением написать букву. Звуковой метод обучения грамоте поначалу не нашел своих продолжателей, однако основания метода не были забыты и в XX в. благодаря развитию науки о языке вновь возникли и легли в основу продуктивного звукового аналитико-синтетического метода, который в настоящее время применяется при обучении грамоте первоклассников.

Для формирования читательского навыка К. Д. Ушинский ввел метод пояснительного чтения, для чего тщательно отбирал классические произведения в качестве дидактического материала, рекомендовал составлять специальные тексты для выработки умения анализировать содержание и языковые средства прочитанного. В учебнике «Родное слово» современный методист находит полноценную систему логико-стилистических упражнений, среди которых предпочтение отдается приему сравнения, который помогает ученикам оформлять собственные высказывания и создавать целые рассказы.

Неоценим научный труд К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология», который внес важный вклад в теорию методики преподавания русского языка. Ученый создает антропологическое описание человека, исходя из конкретной задачи: построить такое знание о человеке, которым мог бы пользоваться педагог-практик. Отсюда практически все выводы об «устройстве» человека рассматриваются через призму конкретных педагогических ситуаций; на основе психологических знаний даются основания педагогических действий, а иногда и прямые методические рекомендации.

Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005