Инновационные технологии в методике обучения РКИ. Словарь понятий. Часть 2.
Инновационная методика обучения русскому языку открывает большие возможности для познания резервов личности и развития ее лингвистического и речевого потенциалов, коммуникативной компетентности.
При инновационном подходе обнаруживается умение студента опереться на старые знания при добывании новых, определенным способом «упакованных». Это ведет к активному самостоятельному добыванию студентом знаний и укреплению вырабатываемых на этой основе навыков. Следовательно, разработку инновационных методов изучения русского языка как иностранного целесообразно начинать с продвинутого этапа обучения, тогда как инновационные упражнения целесообразны на всех этапах.
Инновационный стиль — выдвижение активных форм обучения, опора на диалог культур, влияние на формирование ментальных характеристик личности на нетрадиционно организованных занятий русского языка как иностранного.
Инновационное упражнение — вид учебной деятельности, формирующий «чувствительность к проблемам» и ставящий студента перед необходимостью активной и самостоятельной регуляции мыслительной деятельности на стадии инициации.
Инновационный тип овладения знаниями — результат изменения условий протекания учебной деятельности.
Из закономерностей организации инновационного обучения русскому языку как иностранному вытекают принципы инновационного обучения:
- взаимосвязи рационального и эмоционального;
- коммуникативной достаточности. Это принцип развития речи, связанный с наличием или отсутствием в рабочем тексте, равного прозрачному ассоциативному ряду.
Приемы инновационного обучения — составные части инновационных методов, реализуемых специальными дидактическими средствами. К ним относятся приемы:
- «немного вопроса»;
- сосредоточенного наблюдения с целью креативного вдохновения;
- ассоциативный;
- составления (вычленения) тематической сетки текста и схемы развертывания микротем устного и письменного текстов и др.
Методы инновационного обучения носят характер «языкового синтеза» (М. Р. Львов) и одновременно обеспечивают мотивацию к организации деятельности.
Инновационные методы совмещающие в себе имитационные свойства и коммуникативную направленность; основаны на конструировании. Это синтетические творческие методы, обеспечивающие содержательное, структурное и речевое единство изучения курса русского языка как иностранного. К инновационным методам относятся: метод проблемной наглядности; тесно связанный с ним инновационный метод лингвистической аллюзии (наметка); метод активизации ассоциативных связей.
Метод проблемной наглядности включают:
- организацию поисковой активности и осуществление учебно-познавательной деятельности;
- стимулирование учебной деятельности;
- контроль и самоконтроль в обучении. Метод проблемной наглядности, основанный на применении инновационных опор, допускает одновременно теоретическое и теоретико-практическое изучение языка, а также практическое обучение речи. Это наглядно-словесно-практический метод.
Метод лингвистической аллюзии вырос из обращения к методу наблюдения (и его разновидности — методу едва заметной разницы); его реализует прием сравнения.
Метод активизации ассоциативных связей закономерно вырастает из речемыслительной деятельности, протекающей на ассоциативной основе, и организован с учетом активного использования возможностей ассоциативных рядов; реализуется специальными инновационными приемами.