Инновационные технологии в методике обучения РКИ. Словарь понятий. Часть 1.
Определение инновации как педагогической категории сводится к понятию новшества, введения нового (идеи или организации процесса) в образовательно-воспитательную среду. Между тем, инновация (лат. in — в, novus — новый), в точном переводе с латинского не новое, а в новое. Это то самое чуть-чуть, которое смещает акцент с внешней стороны на глубинную, процессуальную.
Инновация — путь в новое мышление.
Инновационное обучение — учебно-воспитательная система функционирования положительных качеств раскрепощенной личности обучаемого и зона педагогического творчества педагога нового типа, результат целенаправленной, научно культивируемой междисциплинарной деятельности, связанной с поисками нового содержания образования и новых форм и средств обучения.
Инновационный подход позволяет организовать изучение русского языка как учебно-воспитательный процесс, представляющий методико-технологическую систему с целостными свойствами, в которой соблюдается последовательная ориентация на четко определенные цели. Обращение к философии образования, провозглашающей главным «выращивание ментальности», открывает путь сопоставления цели образования с его реальным результатом, т. е. путь корректировки используемых педагогических технологий с целью перехода от деклараций о пользе менталеобразующих функций образования к инструментально обеспеченным методикам реализации этих функций. В условиях изучения русского языка как иностранного «выращивание ментальности» предполагает диалог двух культур, исключающий ксенофобию — неприятие всего чужого и незнаемого.
Один из возможных путей изменения организации работы преподавателя и обучающихся — инновационное обучение. Инновационное обучение русскому языку — процесс познания теории языка и развитие речи, в котором знания усваиваются одновременно с умениями (языковыми, речевыми), что обеспечивается особой организацией изучения языка: способом развития речи, специальными дидактическими средствами и особой методикой и технологией.
Инновационная методика — это методика использования инновационных способов и дидактических средств, меняющая технологию учебного процесса. Ее главная задача — устранение противоречия между целью обучения, с одной стороны, и организацией содержания и процесса обучения, с другой. Инновационная методика — новый подход, в первую очередь, к организации этапа включения в деятельность, к развитию положительной мотивации учения, к возможностям интенсификации и оптимизации обучения. Это путь борьбы с формализмом, путь гуманизации учебного процесса.
Базу инновационной методики составляют:
- психологические принципы организации учебного процесса и принципы развивающего обучения;
- теоретические положения дидактики средств обучения, педагогики творчества;
- этапы и звенья творческого процесса как механизма развития, связь механизмов творческого мышления с деятельностью правого полушария, локализующего мир воображения, язык образов;
- противоречие — основное звено проблемного обучения;
- эмоциональная память;
- теория поэтапного формирования умственных действий (3-й тип) и элементы творческого метода К. С. Станиславского.
Инновационная методика обучения русскому языку — новый виток в развитии методики русского языка как науки творческой.
Инновационная методика обучения русскому языку решает задачу несоответствия целей современного образования условиям протекания учебно-познавательной деятельности, разрабатывает пути преподнесения лингвистического содержания. Эти пути связаны с выдвижением инновационных способов обучения, обоснованием особой функции наглядности и использованием в обучении инновационных опор.