Инновационные технологии в методике обучения РКИ. Словарь понятий. Часть 3.
Систему инновационного обучения русскому языку составляют:
- закономерности, принципы, методы и приемы в сочетании с системой инновационных средств, функционирующих на уроке — дидактической игре или уроке-исследовании в рамках способа метафоризации лингвистических сведений;
- типология инновационных упражнений, обеспечиваемая способом инновационного развития речи.
Обучающийся выступает активным субъектом деятельности. Он вместе с педагогом идет к знаниям, вырабатывая одновременно умение прогнозировать результат учения.
Способ инновационного обучения — общее родовое понятие способов организации учебно-познавательной деятельности при инновационном подходе.
Способ инновационного обучения обеспечивает развитие у студентов способностей приобретать знания активным путем. Это синтетический способ — им достигается:
- практическое постижение структуры деятельности на базе теории поэтапного формирования умственных действий;
- перевод исполнительской деятельности на уровень продуктивного учебного творчества;
- системное усвоение знаний и оптимальный уровень участия каждого в процессе обучения.
Способ организации инновационного изучения предмета русский язык как иностранный — способ особого предъявления лингвистического материала — включает:
- способ метафоризации лингвистических сведений;
- инновационный способ развития речи.
Модельное представление лингвистического материала способствует подведению интуитивных процессов к моменту скачка, обеспечивает развитие студента:
- формирует лингвистический взгляд на систему языка;
- влияет на языковое чутье;
- учит применять полученные знания в новых условиях;
- ведет к самоконтролю и развитию речи.
Способ метафоризации лингвистических сведений — инновационное средство наглядности. Он обусловлен возможностями лингвистической метафоры как семантической инновации и позволяет материализовать языковую систему в обобщенном системном образе.
Способ инновационного развития речи реализуется в применении особой технологии обучения, основанной на эмоционально-логической обработке специального дидактического материала — текстов с «прозрачным» ассоциативным рядом.
Текст с «прозрачным» ассоциативным рядом — это результат речевой деятельности, который представляет собой дидактический материал, используемый как фундамент умения владеть текстовой теорией. Составляющие ассоциативного ряда в таком тексте одновременно выступают в качестве:
- опорных слов — смысловой план, план текста, единство темы;
- средств связности — структурный план, использование однотемной лексики, повторы; показателей коммуникативной целостности. Студенты овладевают умениями создавать текст практически.
Способ компьютерной поддержки опирается на программы-оболочки, позволяющие создавать необходимое программное обеспечение к уроку — дидактической игре, к уроку-исследованию, используя при этом весь спектр современных электронных технологий. Сценарий программы включает опорный текст или инновационную наглядность (картинку-опору, схему-опору) — необычный экспериментальный материал как информацию, которая интересна студенту, считывающему ее с монитора как виртуальную (лат. virtualis — возможная) реальность, позволяющую работать в наиболее привлекательном для каждого обучающегося темпе. Основная лингвистическая идея повторяется в программном обеспечении несколько раз, но в новых дидактических условиях, с привлечением нового материала и на более высоком уровне.
Эмоциональная память (аффективная память, память чувств) — вид памяти, отличающийся быстротой формирования, особой прочностью и непроизвольностью запоминания и воспроизведения.
Инновационная технология — технология, опирающаяся на науку инноватику и на ту сему слова технология, которая отражает его буквальный перевод с греческого как искусство учения.
Инновационная технология обеспечивает познавательную активность, формирует положительную учебную мотивацию и достигается особым способом организации лингвистического материала, в результате чего знания формируются одновременно с умениями через метафоризацию лингвистических сведений на уроке — дидактической игре или уроке-исследовании, через специальные дидактические инновационные средства, через четко организованную ориентировочную основу, систему условий, которая позволяет студенту все частное усваивать как элемент системы и меняет тип его мышления.