Графическое рисование. Часть 2.
Так, в беседе идет подготовка к домашней работе — рисованию иллюстраций, и эта подготовка, и само создание рисунка на уроке литературного чтения служат главной цели урока — углублению восприятия стихотворения, постижению его смысла. На следующем уроке иллюстрации детей обязательно анализируются и оцениваются. Анализ идет по тем же параметрам: удалось ли передать точку зрения персонажа, удачно ли выбраны средства изображения.
Завершить анализ иллюстраций можно постановкой новой задачи.
- Сравните получившиеся рисунки. Видите, как разнообразен наш мир. Каждый обитатель планеты находит в нем что-то свое, самое любимое, самое дорогое. А почему же человек ничего не ответил на трудный вопрос: «Что красивей всего?» Можно ли нарисовать иллюстрацию, отражающую позицию человека? Что и как должно быть изображено на этой иллюстрации? Если делать книжку-малышку, где поместить эту иллюстрацию — в начале или в конце книги?
Ответы на эти вопросы помогут обобщить результаты анализа, увидеть, что человек затрудняется с выбором именно потому, что воспринимает мир целостно, что красота мира в его единстве, постичь которое дано только человеку.
При обучении детей графическому рисованию как приему анализа текста можно использовать частные приемы.
Раскрашивание контурной иллюстрации. Дошкольники рисуют охотно и много. В младшем школьном возрасте дети любят раскрашивать, но начинают критически относиться к своим рисункам и часто выбирают для рисования то, что легче изобразить, а не то, что считают нужным для раскрытия идеи произведения. На контурной иллюстрации, выполненной художником-профессионалом, определена композиция, намечены позы персонажей. Ребенок использует возможности цвета как одного из важнейших средств изобразительного искусства. Так, именно выбор цветового решения иллюстрации к рассказу А. Грина «Гнев отца» подчеркнет мрачность чопорного дома дяди Карла и тети Корнели, в котором приходится жить Тому — «бедной живой душе». Ключ к такому решению ученики найдут в одной из первых фраз рассказа: «Том пускал в мрачной библиотеке цветные мыльные пузыри». Контраст книжной мудрости и живого радужного восприятия жизни ребенком отразится в выборе цвета при раскрашивании контурной картинки.
Выбор цвета для раскрашивания иллюстрации к «Сивке-Бурке» поможет освоить цветовую символику волшебной сказки, «расшифровать» имя волшебного коня.
Дополнение необходимых деталей, пропущенных в учебной иллюстрации. Прием аналогичен описанному ранее приему анализа учебной иллюстрации с пропущенными деталями, существенными для постижения смысла произведения. Отличия состоят в том, что в данном случае дети рисуют пропущенные детали, воплощая свои наблюдения в зрительный образ. Например, при анализе басни И. А. Крылова «Слон и Моська» можно предложить учебную иллюстрацию, на которой изображены главные персонажи: Слон, Моська и Шавка, — но нет толпы зевак. Как изобразить толпу? Кого называют зеваками? Что вызывает интерес толпы — Слон или лай Моськи? Одинакова ли реакция разных людей? Эти предварительные вопросы помогут каждому ребенку найти собственное решение. При последующем анализе детских иллюстраций важно обсудить, удалось ли передать характеры людей, их реакцию на уличную сценку с помощью позы, жестов, выражения лиц.