Главные компоненты содержания биологического образования. Часть 2.
Для учащихся начальной школы — это умение устанавливать простейшие взаимосвязи между основными компонентами живой и неживой природы, организмом растений, животных, человека и факторами окружающей среды; объяснять причинную обусловленность болезней; выполнять правила личной гигиены, режима питания, физические упражнения.
Для учащихся основной школы — умения описывать строение и функционирование основных биологических систем; обосновывать взаимосвязь органов, систем органов, организма и среды, родство млекопитающих животных и человека, влияние различных факторов на здоровье человека и его потомство, роль человека в сокращении и увеличении численности биологических видов, в охране природных сообществ и поддержании равновесия в биосфере; распознавать биологические объекты — органы, организмы, виды, сообщества; наблюдать сезонные изменения в жизни растений и животных, результаты опытов; выращивать растения и ухаживать за животными, улучшать среду жизни.
Третий компонент содержания — основы эмоционально-ценностных отношений как интегрированный опыт взаимоотношения человека с природой, обществом, другими людьми. Он определяет специфику его переживаний, особенности восприятия действительности, характера поведенческих реакций, направленных на личностное осмысление различных объектов. Эмоционально-ценностные отношения являются сплавом знаний, убеждений, индивидуальных реакций и переживаний, а также практических действий учащихся. Именно в таких отношениях они могут оценить различные явления и предметы биологической действительности, включая ценности здоровья и образ жизни. Личностные отношения в данном случае необходимо использовать в контексте оценки состояния объектов живой природы и факторов его определяющих, различных действий людей, вступающих с ними в оценочные отношения.
Для учащихся начальной школы — это элементарные представления о сути понятий «ценность», «оценка» и «оценочные суждения»; умение их использовать в ситуациях осмысления эстетического значения природного и социоприродного окружения для человека, этического и рекреационного значения объектов живой природы для поддержания и укрепления здоровья.
Для учащихся основной школы — это представления об уникальности объектов живой природы разного уровня организации; умение использовать оценочные суждения для выражения универсальной — познавательной, технологической, эстетической, экономической, рекреационной их ценности. Важно также, чтобы они оценивали различные способы сохранения природы, ведения здорового образа в условиях воздействия на живые существа, включая организм человека различных факторов окружающей среды.
Для учащихся средней (полной) школы — это обобщенные представления о взаимосвязях между понятиями о ценности, оценке и оценочном отношении; умение их совместного использования в ситуациях осмысления явлений, связанных с изучением различных биологических объектов; определение способов их рационального использования и сохранения для поддержания устойчивости и стабильности природных экосистем.