География в VII классе. Методика изучения раздела о взаимодействии природы и общества.
На изучение темы о взаимодействии природы и общества обычно выделяется три-четыре урока. На первом уроке важным является вопрос о возобновимых и неисчерпаемых природных ресурсах, в беседе о которых целесообразно привлекать наиболее близкие примеры из своей страны, а также других стран. На втором уроке об освоении Земли человеком значительное внимание уделяется изучению процесса заселения и освоения материков и океанов. Урок носит в целом обобщающий характер и поэтому наиболее целесообразным приемом является беседа.
Весьма сложным для понимания является прогнозирование изменений природы под воздействием человека. В беседе выясняется само понятие «прогноз», а затем для чего нужно прогнозировать изменения в природе? Целесообразно привести доказательства о необходимости прогноза изменений природы под воздействием человека, примерно следующим содержанием.
В последнее время особенно усилилось воздействие человека на природу и в отдельных районах настолько сильно и отрицательно, что стало приносить вред не только природе, но и даже здоровью человека. Особенно значительными являются выбросы некоторых промышленных предприятий загрязненных, а иногда и ядовитых веществ в воздух, воду и почву (сера, углекислый газ и др.). В связи с этим в настоящее время при планировании строительства требуется разрабатывать прогноз ожидаемых изменений в природе и необходимые мероприятия по уменьшению или предотвращению их отрицательных последствий. Например, если прогнозом установлено, что при создании оросительного канала ожидается большая фильтрация воды и подтопление прилегающей земли, то в этом случае предусматривается создание противофильтрационной защиты (пленкой или другими средствами).
Затем необходимо объяснить, что прогнозирование осуществляется на основе изучения закономерностей и взаимосвязей, проявляющихся в естественном состоянии или при воздействии человека на природу. Только после установления взаимосвязей можно разработать прогноз. Различные виды прогнозов (краткосрочные, долгосрочные) рассматриваются на отдельных примерах. Отмечается, что примером глобального является прогноз возможных последствий увеличения «озоновой дыры» в Антарктиде. Доказано, что расширение площади «озоновой дыры» приведет к увеличению заболеваний человека кожными и другими болезнями.
Целесообразно на примерах показать различные методы комплексного географического прогнозирования (экстраполяции, аналогий и др.). Например, метод экстраполяции заключается в распространении (продлении) установленного характера развития участка природы на будущее время. Например, если установлено, что при создании водохранилища при неглубоком расположении грунтовых вод на участке началось подтопление и заболачивание, то можно с уверенностью считать, что здесь в дальнейшем будут продолжаться эти процессы и здесь образуется заболоченный участок.
Метод аналогий состоит в том, что закономерности развития процесса, изученные на природном комплексе — аналоге (аналогами считаются очень сходные участки по рельефу, климату и другим компонентам) с определенными поправками переносятся на другой участок, для которого надо составить прогноз. Например, если известно, что абразионный берег водохранилища сложен песками высотой 8-10 м, в первые годы его существования он может отступить (обрушиться) за 1 год на 15-16 м, то можно уверенно прогнозировать, что на новом водохранилище подобный берег может отступить примерно на такую же величину.
При прогнозировании большое значение имеет определение последствий той или иной деятельности человека, что также приводит к разрушению и загрязнению природы. Прогнозирование осуществляется в два этапа: качественный прогноз и количественный прогноз.
Качественный прогноз начинается с определения основных видов хозяйственной деятельности человека в том или ином районе материка или страны, а затем последствий ее в природе.
1. Сначала выясняются основные виды хозяйственной деятельности человека и какие могут возникать последствия в природе.
2. Намечаются возможные природоохранные мероприятия при различных видах хозяйственной деятельности человека.
3. Затем начинаются природоохранные мероприятия при указанных видах хозяйственной деятельности человека в вашем крае (области).
На завершающих уроках весьма важно привести доказательства о необходимости международного сотрудничества в охране и рациональном использовании природы.