Методические материалы, статьи

География в VII классе. Особенности методики изучения населения и государств.

Население изучается в конце общего обзора материков. Постановка данного раздела вызвана тем, что вся природа изучается в целях использования ее человеком. Поэтому вопрос о населении и его хозяйственной деятельности поставлен в конце курса.

Подготовка к восприятию этого материала выполнена в курсе VI класса, где учащиеся изучали тему «Население Земного шара». В этой теме даны сведения о численности населения, росте численности населения, понятие о расах и политической карте мира. Из курса истории учащимся известно о положении отдельных государств на политической карте мира и хозяйственной деятельности населения. Эти знания являются опорными. При изучении населения материков рассматривается:

  • численность населения;
  • плотность населения и его размещение;
  • расовый и этнический состав;
  • хозяйственная деятельность населения.

Первые три характеристики населения: численность, плотность и его размещение изучаются методом беседы:

1. Путем использования материалов из темы «Население мира»;

2. Беседа по карте о плотности населения;

3. Сравнением данного материка с другими по названным показателям.

Принадлежность народов материка к той или иной расе определяется также методом беседы: эти сведения должны быть известны учащимся из VI класса.

Понятие об этническом и языковом составе населения раскрывается объяснением учителя. Нужно объяснить, что рас всего три (европеоидная, негроидная, монголоидная) и что деление на расы осуществляется только по внешним признакам. Следует объяснить, что на Земле существуют этнические группы людей, объединяющихся по общности языка и культуре, что это подразделение по более существенным признакам. Этническая общность в развитии приводит к формированию наций. Нация (от лат. «naci» — племя, народ) — историческая общность людей, сложившаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка и особенностей культуры.

Большое значение в формировании этнических групп имеет язык: новое поколение людей получает унаследованное средство общения. На Земле существуют 2,5 тыс. языков. Учитель должен рассказать, какие нации населяют материки и показать на карте, а затем учащиеся наносят границы распространения преобладающих народов на контурные карты.

Необходимо раскрывать особенности культуры и быта народов, показывать, какую роль сыграли представители народов наций в формировании мировой культуры (великие ученые, писатели, композиторы, художники). Если речь идет об отсталых народах — показать причины их отсталости. Основная причина — длительная колониальная зависимость (народы Африки и Азии). Весьма важно показать национально-освободительное движение народов и политическую карту. Особенности быта всегда вызывают интерес у учащихся (одежда, жилище, питание). Рассказ должен сопровождаться показом картин. Например, как выглядят юрты или африканские деревни, горные селения.

Основные государства на материке целесообразно изучать с помощью типовых планов и карт в форме практических работ с последующим обсуждением и оценкой.

План характеристики государства.

1. Географическое положение (в какой части материка по широте и долготе, координаты крайних точек), с какими государствами граничит.

2. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (найти на карте основные формы рельефа и определить их высоты).

3. Климат (в каких климатических поясах, средние температуры июля и января, количество осадков).

4. Внутренние воды (характеристика рек и озер по плану).

5. Природные зоны (в каких природных зонах находится страна).

6. Население и его хозяйственная деятельность (определить по карте плотность населения и виды хозяйственной деятельности человека).

7. Экологические проблемы и мероприятия по охране природы.

Вместе с тем, при изучении первого материка для организации самостоятельной работы учащихся по составлению характеристики государств одного типового плана недостаточно. Необходимо разработать для учащихся инструкцию, содержащую не только план, но и алгоритм действий для ответа на вопросы типового плана.

Д. Финаров



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005