Методические материалы, статьи

Формы, виды и методы контроля в биологическом образовании. Часть 2.

Благодаря устному контролю возникает объективная возможность в осмыслении учащимися ценностей живых систем — познавательных, эстетических, этических, технологических, рекреационных, оздоровительных. Вместе с тем названная форма контроля позволяет выражать личностное отношение учащихся к биологическим объектам в контексте указанных ценностей. Эта форма контроля может реализоваться индивидуально, в группах и фронтально. Устные ответы учащихся могут сопровождаться демонстрацией натуральных объектов, медиа-средств, настенных таблиц, моделей, результатов опытов. При устном контроле важно стимулировать деятельность всего класса. Такой контроль широко практикуется при изучении всех разделов и тем школьной биологии, он позволяет учащимся задавать дополнительные вопросы, исправлять ошибки товарища, дополнять и оценивать ответы.

Письменный контроль при обучении биологии обеспечивает более глубокую и всестороннюю проверку усвоения учебного материала, ибо он требует демонстрации комплекса знаний и умений. В письменной работе учащимся необходимо показывать как знания теоретического плана, так и умения применять их для решения конкретных задач и учебных проблем. Такой контроль целесообразнее применять в старших классах. Это связано с возрастными особенностями учащихся и развитостью у них абстрактно-логического мышления. При обучении биологии названную форму контроля можно использовать на завершающих этапах изучения крупных тем разделов. Преимущество этой формы контроля заключается еще и в том, что за короткий промежуток времени он позволяет опросить большое количество учащихся. Более того, учитель, имея эталон ответа, может организовать самоконтроль обучаемых. Это обеспечивает высокую объективность оценивания.

Практический контроль в биологической подготовке школьников применяется реже, чем другие. Его специфика связана с самостоятельным проведением обучающимися лабораторных опытов, практических работ в классных и природных условиях, с монтажом моделей, а также проектированием естественных процессов и явлений. Такой контроль предполагает, прежде всего, реализацию деятельностного подхода в биологическом образовании учащихся и требует от учителя высокого профессионального уровня. К сожалению, по разным причинам учителя биологии избегают использование такого контроля, что, безусловно, отрицательно сказывается на результатах обучения.

Выполнение самостоятельных работ при обучении биологии обеспечивает продвижение учащихся от репродуктивных способов деятельности к творчеству, переход от видения конкретного действия к общему, от решения отдельных элементов учебных задач к целостной структуре учебной деятельности, от отдельного мотива к системе отношений. Такой контроль в школьной биологии используется часто. Его целесообразно включать в процесс обучения при рассмотрении материала мировоззренческого, эволюционного, экологического, генетического и физиологического содержания.

Обозначенные формы контроля в методике обучения биологии конкретизируются с помощью определенных его видов — предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый и отсроченный.

Предварительный контроль имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений учащихся к началу обучения. Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль позволяет обучающемуся находить более эффективные методы и формы работы.

Текущий контроль осуществляется, как правило, по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений, ценностных отношений, а также их глубину и прочность. Этот контроль дает возможность своевременно выявить пробелы в предметной подготовке учащихся и оказать им помощь в осмыслении программного материала, он стимулирует ответственность учащихся за подготовку к каждому занятию.

М. Якунчев

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005