Формирование экологических знаний и умений при изучении географии. Часть 2.
Особая роль физической географии России в экологическом образовании связана с тем, что взаимодействие человека и природы рассматривается не на глобальном, а на региональном уровне близких учащимся районов своей страны и родного края. В связи с этим теоретические знания углубляются. Содержание экологического и географического образования направлено на воспитание детей рачительными хозяевами своей страны. Этому способствует изучение проблем рационального использования природных ресурсов и основ природопользования.
Антропогенные изменения природных комплексов рассматриваются одновременно с проблемами охраны природы. Большое внимание необходимо уделять формированию экологических умений учащихся. Выделяются четыре основных этапа формирования экологических умений при изучении физической географии России (таблица по С. И. Махову).
На первом этапе учитель показывает значение формируемого умения, далее — этап постановки цели и ознакомление с составом умения, затем тренировочные упражнения и заключительный этап — выполнение творческих заданий. В различных темах физической географии России экологические умения учащихся формируются на основе анализа взаимосвязей компонентов природы и воздействия на них хозяйственной деятельности человека. Так, при изучении полезных ископаемых устанавливается зависимость их происхождения и размещения от геологического строения. Затем для каждой группы полезных ископаемых выясняются особенности их рационального использования и охраны.
При изучении климата России рассматривается его влияние на здоровье человека. В беседе устанавливаются благоприятные и неблагоприятные климатические условия для жизни и деятельности людей. Выясняются причины загрязнения атмосферы. При этом учителем подчеркивается, что задача науки заключается в прогнозировании и квалифицированной оценке изменений климата вследствие загрязнения атмосферы. Необходимо привести интересные факты о том, что за последние 100 лет в результате деятельности человека количество углекислого газа в атмосфере увеличилось на 13%.
В завершающей части изучения климата учащимся предлагается объяснить, какое значение имеют мероприятия по охране воздуха.
Изучение темы об использовании внутренних вод и путей сохранения их качества целесообразно провести в форме обобщающей беседы. При этом выясняются трудности при использовании внутренних вод, связанные с неравномерностью речного стока по сезонам года и по годам. Регулирование стока путем создания водохранилищ сопровождается положительными и отрицательными экологическими последствиями. На примере конкретного водохранилища, расположенного в родном крае, в беседе устанавливаются положительные и отрицательные последствия его создания в природе и хозяйстве.
Важнейшее значение для экологического образования и формирования у учащихся школы оценочного отношения к миру имеет самостоятельная работа.
Система самостоятельных работ экологического содержания при изучении курса географии России включает три основных вида заданий (по Я. С. Севастьяновой):
1. Задания, направленные на формирование умений наблюдать и давать характеристику природных объектов, находящихся под воздействием человека, а также определить потребности в природных ресурсах на определенных территориях.
2. Задания на формирование умений объяснять сущность экологических проблем; устанавливать причинно-следственные связи в системе «общество — природа».
3. Задания на формирование умений доказывать свою точку зрения о необходимости и возможности решения экологических проблем, прогнозировать перспективы развития хозяйства территории или отрасли с учетом возможности экологических проблем, наметить пути рационального природопользования.