Методические материалы, статьи

Формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся школы к миру. Часть 2.

На третьем оценочном этапе усвоения эмоционально-ценностного отношения учащихся к окружающей среде изучаются и оцениваются процессы, явления в соответствии с принятыми в науке критериями. Оценивание осуществляется с помощью оценочных умений. Оценки могут выражаться в словесной форме, в баллах и процентах. При усвоении оценочных умений на эмпирическом уровне учащийся ориентируется на внешние признаки. На теоретическом уровне этот процесс происходит на основе интегральной системы «население — природа — хозяйство». Среди оценочных умений, связанных с отношением школьников к природе, различаются следующие.

Пространственно-временные оценочные умения природных объектов и явлений на основе усвоения фактов и представлений. В результате такого вида оценки формируются различные оценочные суждения: лес молодой — старый, река длинная — короткая, горы высокие — низкие, степь бескрайняя и т.п.

Оценочные умения, обусловленные эмоциональными эстетическими переживаниями учащихся. Такие оценки выражаются в оценочных критериях: красиво (прекрасно) — безобразно, лучше — хуже. Это оценочные умения предпочтения. Они возникают на основе эмоционального восприятия природы. Ученики выражают такую оценку восклицаниями: «Великолепный ландшафт!», «Вода в реке прозрачна как хрусталь!» и т.п.

Оценочные эколого-экономические и комплексные географические умения, выраженные в стоимостной, экологической и географической оценке. Комплексные эколого-экономические и географические оценки геосистем для жизни человека, оценки последствий их изменений всегда устремлены в будущее и должны иметь прогностический характер. Объектом оценки становится цепочка: потребности человека — воздействие человека на окружающую среду — изменения в окружающей среде — последствия для человека — пути решения экологических проблем.

Оценочные умения, связанные с нравственными критериями. Нравственная оценка выражается в нормах, требованиях и правилах, определяющих для школьников выбор решения. Основой является понятие «благо». Нравственная оценка обычно является завершающей при «экспертизе» проектов, например переброски вод северных рек на юг.

Четвертый этап усвоения эмоционально-ценностного отношения к природе включает необходимость выбора ценностей, имеющих личностный смысл. Реализуется этот этап путем заданий рефлексивного характера, уроков обобщения, во время которых происходит обмен ценностями и принятие решений.

Примером задания на самооценку может быть проблемный вопрос к учащимся: каково современное состояние памятников природы и культуры в Санкт-Петербурге и Ленинградской области? Какие чувства испытываете вы в связи с проблемой их сохранения? Например: огорчения, беспокойства, и надежды; потребность в выявлении памятников природы и культуры; желания оказания помощи в восстановлении памятников, найти способы по организации такой работы.

Заключительным личностным этапом усвоения эмоционально-ценностного отношения школьников к природе является присвоение объектам ценности, при которой они становятся их личностным смыслом.

В учебной и игровой деятельности учащиеся отстаивают свои точки зрения, а в практической деятельности участвуют в природоохранной работе в своем районе. На этом этапе основной акцент необходимо делать не только на результаты усвоения, но и на ход процесса его достижения.

В технологии формирования и усвоения учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде выделяются следующие компоненты: цель, мотив, учебная задача, учебная ситуация, учебные действия, оценка и самооценка.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Структура написания отчета по практике Синергии Именно такая структура чаще всего предлагается к исполнению для студентов и в дальнейшем приведет к получению высокого рейтинга. Для ознакомления в интернете можно скачать пример отчета по практике Синергии. Важно помнить, что к самому заданию еще необходимо подготовить пояснительную записку и характеристику.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005