Формы организации учебной деятельности учащихся на уроках биологии. Часть 3.
Индивидуальная работа в рамках урока ограничена, хотя и очень необходима. Именно она позволяет соблюдать различный темп обучения, учитывать персональные различия и отношения к учебе, разную скорость и гибкость мышления, различия в типах восприятия, памяти, способности выдерживать физическую и психологическую нагрузку. Каждый школьник работает самостоятельно под руководством учителя, не имея контакта с другими. Они выполняют задания на выяснение существенных признаков биологических объектов, составляют логические схемы и текстовые таблицы по учебнику, обозначают последовательность процессов в органах, системах органов и организмах растений, животных, человека и др. Для организации такой работы широко используется раздаточный и мультимедийный материал.
Приведем пример использования индивидуальных заданий в сочетании с фронтальными и парными на уроке по теме «Особенности местообитания и строения тела пресмыкающихся». Учитывая несложный характер материала, учащимся предлагается выполнение следующих заданий.
Фронтальные задания: прочитайте по учебнику статью об образе жизни и местообитании пресмыкающихся и ответьте на вопросы учителя (о местах обитания разных представителей, о пресмыкающихся, которые ведут полуводный и водный образ жизни).
Индивидуальное задание: на основе объяснения учителя и демонстрации таблицы определите формы тела пресмыкающихся и сделайте соответствующие записи в тетради.
Фронтальные вопросы: можно ли утверждать, что форма тела пресмыкающихся разнообразнее, чем у земноводных; если да, то чем это объясняется?
Индивидуальное задание: по рисунку таблицы рассмотрите скелет пресмыкающихся; определите, какие прогрессивные черты появились в его строении по сравнению со скелетом земноводных?
Парное задание: один из вас вспоминает части пищеварительной системы земноводных (можно по учебнику), другой определяет их по тексту нового параграфа; назовите эти части друг другу; решите вместе, отличаются ли пищеварительные системы земноводных и пресмыкающихся.
Индивидуальное задание: найдите в таблице или учебнике органы дыхания пресмыкающихся; чем они представлены? Отличаются ли по строению эти органы у пресмыкающихся и земноводных?
Для эффективной организации процесса обучения биологии важно правильно выбирать формы учебной работы. Это зависит от содержания биологического материала, который имеет разную степень сложности и новизны. Трудный материал, обладающий полной новизной, на первом этапе всегда требует фронтальной работы. В его объяснении приоритетная роль принадлежит учителю. Но если учесть, что при первом толковании его поймет большая часть учащихся класса, а учащиеся с низкими учебными возможностями будут нуждаться во вторичном объяснении, то фронтальную работу необходимо дополнить групповой. Если материал нетрудный, имеет неполную новизну, то его можно изучать при парной и звеньевой работе. На выбор форм работы влияет наличие информационных, медиа-средств, лабораторного оборудования и дидактических материалов. Они позволяют индивидуализировать процесс обучения, прибегая к групповой форме. Выбор формы учебной работы зависит от этапа урока. При формировании новых знаний преимущество отдается сочетанию фронтальной и групповой форм. В процессе применения знаний и умений на практике преимуществом могут пользоваться индивидуальная, парная, звеньевая формы работы, сочетаемые с фронтальной. При выборе форм также важно учитывать особенности класса и каждого учащегося.