Формирование орфографической зоркости первоклассников. Часть 3.
Один из видов языкового анализа — звуко-буквенный — особенно важен при работе со словами, написание которых расходится с произношением: учащиеся еще не имеют достаточной грамматической базы для работы с орфограммами. Языковой синтез на уровне звуков и букв включает составление слов из букв и слогов, слияние звуков в слоге и в слове. Этот прием используется для закрепления правописания слов, написание которых расходится с произношением.
Заучивание применяется при условии непроверяемых слов и слов, которые в I классе не могут быть проверены. Этот прием используется с аналитико-синтетическим тренингом мышления и включает следующие упражнения:
- зрительные диктанты, различные виды письма по памяти и самодиктанты; различные виды списывания, сопровождаемые ана-литико-синтетическими заданиями;
- использование плакатов и других средств наглядности со списками трудных слов, выделение трудных слов на страницах учебников;
- ведение собственного словарика;
- отчетливое орфографическое проговаривание слов в сопоставлении с орфоэпическим произношением, запоминание слого-буквенного состава слов;
- любое правильное безошибочное письмо, а также внимательное чтение — опора на зрительную и рукодвигательную память.
Педагог С. Н. Лысенкова в книге «Когда легко учиться» предлагает опыт методики опережающего обучения. Автор акцентирует внимание на необходимости схематизации работы над изучением орфограмм. Вся работа над трудными темами ведется по четко выработанной системе:
- первый этап разворачивает перспективную подготовку, включающую медленное, последовательное знакомство с новой орфограммой с активным использованием схем-опор при комментированном управлении;
- второй этап включает уточнение понятий и обобщение материала с сознательной ориентировкой в схеме-обобщении;
- третий этап дает учителю возможность использовать создавшееся опережение для формирования навыка беглого действия.
Примером может служить поэтапная работа над темой «Безударные гласные» — от простого к сложному.
1. Определение безударных гласных — слабой их позиции — в отдельных словах: находим ударный слог и понимаем, что в другом — безударном — «ловушка», т.е. слышим гласный нечетко, поэтому не знаем, какую букву выбрать для написания: з..мля, с..ва, св..сток, с..ды, м..чи.
2. Сопоставление ударных и безударных гласных в родственных словах: подбираем родственные слова с ударением на слог, в котором «ловушка», т. е. ставим гласный в сильную позицию: з..мля — земли, с..ва — совы, св..сток — свист, с..ды — сад, м..чи — мяч.
3. Наблюдение над группами родственных слов и выяснение того, что безударные гласные в слабой позиции слышатся неясно, но пишутся так же, как и в родственном корне под ударением. В процессе обобщения составляется таблица и делается вывод, что только пять букв имеют такие «хитрые» звуки.
4. Работа над группами родственных слов с выделением проверочного слова.
5. Работа с группами слов с помощью проговаривания, которая затем переходит в работу с карточками. Возможны разнообразные задания:
- чтение слов с называнием проверочного слова;
- списывание слова, подчеркивание безударной гласной (или ее пропуск до выяснения);
- написание проверочного слова;
- диктанты «спрашивай-отвечаем»: учитель диктует предложение, ученики спрашивают, как писать слова, где есть трудные для них орфограммы. Объяснения дают сами дети.