Методические материалы, статьи

Формирование орфографической зоркости первоклассников. Часть 3.

Один из видов языкового анализа — звуко-буквенный — особенно важен при работе со словами, написание которых расходится с произношением: учащиеся еще не имеют достаточной грамматической базы для работы с орфограммами. Языковой синтез на уровне звуков и букв включает составление слов из букв и слогов, слияние звуков в слоге и в слове. Этот прием используется для закрепления правописания слов, написание которых расходится с произношением.

Заучивание применяется при условии непроверяемых слов и слов, которые в I классе не могут быть проверены. Этот прием используется с аналитико-синтетическим тренингом мышления и включает следующие упражнения:

  • зрительные диктанты, различные виды письма по памяти и самодиктанты; различные виды списывания, сопровождаемые ана-литико-синтетическими заданиями;
  • использование плакатов и других средств наглядности со списками трудных слов, выделение трудных слов на страницах учебников;
  • ведение собственного словарика;
  • отчетливое орфографическое проговаривание слов в сопоставлении с орфоэпическим произношением, запоминание слого-буквенного состава слов;
  • любое правильное безошибочное письмо, а также внимательное чтение — опора на зрительную и рукодвигательную память.

Педагог С. Н. Лысенкова в книге «Когда легко учиться» предлагает опыт методики опережающего обучения. Автор акцентирует внимание на необходимости схематизации работы над изучением орфограмм. Вся работа над трудными темами ведется по четко выработанной системе:

  • первый этап разворачивает перспективную подготовку, включающую медленное, последовательное знакомство с новой орфограммой с активным использованием схем-опор при комментированном управлении;
  • второй этап включает уточнение понятий и обобщение материала с сознательной ориентировкой в схеме-обобщении;
  • третий этап дает учителю возможность использовать создавшееся опережение для формирования навыка беглого действия.

Примером может служить поэтапная работа над темой «Безударные гласные» — от простого к сложному.

1. Определение безударных гласных — слабой их позиции — в отдельных словах: находим ударный слог и понимаем, что в другом — безударном — «ловушка», т.е. слышим гласный нечетко, поэтому не знаем, какую букву выбрать для написания: з..мля, с..ва, св..сток, с..ды, м..чи.

2. Сопоставление ударных и безударных гласных в родственных словах: подбираем родственные слова с ударением на слог, в котором «ловушка», т. е. ставим гласный в сильную позицию: з..мля — земли, с..ва — совы, св..сток — свист, с..ды — сад, м..чи — мяч.

3. Наблюдение над группами родственных слов и выяснение того, что безударные гласные в слабой позиции слышатся неясно, но пишутся так же, как и в родственном корне под ударением. В процессе обобщения составляется таблица и делается вывод, что только пять букв имеют такие «хитрые» звуки.

4. Работа над группами родственных слов с выделением проверочного слова.

5. Работа с группами слов с помощью проговаривания, которая затем переходит в работу с карточками. Возможны разнообразные задания:

  • чтение слов с называнием проверочного слова;
  • списывание слова, подчеркивание безударной гласной (или ее пропуск до выяснения);
  • написание проверочного слова;
  • диктанты «спрашивай-отвечаем»: учитель диктует предложение, ученики спрашивают, как писать слова, где есть трудные для них орфограммы. Объяснения дают сами дети.

    Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005