Методические материалы, статьи

Формирование орфографической зоркости первоклассников. Часть 2.

В начальных классах закладываются основы грамотного письма. В настоящее время письмо включает три следующие друг за другом и взаимосвязанные части: алфавит, графику и орфографию. Задача обучения в начальных классах состоит в обучении письму во всех его элементах, в их взаимосвязи.

В начальной школе дети получают представление о буквах как графических знаках, при помощи которых звучащая речь переводится в письменную. Школьники учатся различать буквы в разных вариантах их изображения, писать эти буквы правильно и красиво, дети в ходе изучения букв получают понятие об алфавите — совокупности упорядочение расположенных букв и знаков русского языка.

Овладение буквами, алфавитом идет в ходе постоянной работы над звучащей речью. Важно научиться правильно дифференцировать звуки речи, узнавать их при отчетливом звучании, воспринимать на слух, записывать буквы; соотносить буквы с обозначенными ими звуками при чтении и на письме. Решению этой задачи наибольшее внимание отводится в первый год обучения, особенно в период обучения грамоте.

Однако для грамотного письма знания алфавита явно недостаточно, ведь в звучащей речи далеко не все звуки произносятся в сильной позиции, встречаются позиционные чередования звуков. Кроме того, есть много звуков речи, которые в разных позициях обозначаются на письме разными буквами. Примером могут служить несоответствия: говорим [зуп], а пишем зуб, говорим [jэл'], а пишем ель и многие другие случаи. Графика, вторая часть письма, определяет правила употребления букв, обозначения буквами отдельных звуков и их сочетаний (в основе русской графики лежит позиционный принцип).

Знания графики современного письма также недостаточно, так как графика не всегда обеспечивает единообразное написание слова. Примером может служить слово матрос, которое в соответствии с правилами графики может быть записано по-разному: матрос, мотрос, матроз, мотроз.

Орфография, третья составляющая компонента письма, обеспечивает выбор написания из числа вариантов, допускаемых графикой. Правила орфографии обеспечивают единообразное написание родственных слов, обозначение грамматических форм, имен собственных, в отличие от нарицательных и пр.

В современной методике основной единицей орфографии принято считать орфограмму.

Орфограмма — это трудное место в слове, в сочетании слов, в предложении; чтобы не допустить ошибок при письме, надо научиться видеть орфограммы.

Взрослый грамотный человек пишет без ошибок, часто не видя орфограмм. Учащийся же начальных классов, начинающий обучаться письму, должен научиться видеть орфограммы и работать над ними, так как орфограмма «работает» в процессе обучения только в этом случае.

Обследования большого количества начальных школ учеными показали, что лишь 40 % учащихся видят орфограмму в конце III класса! Важно обучать обнаруживать орфограммы уже в первые недели основного периода обучения грамоте.

Зная опознавательные признаки орфограмм, учащемуся начальных классов необходимо приобрести умение быстро обнаруживать орфограммы в тексте, в словах и их сочетаниях, определять их типы, находить допущенные при письме орфографические ошибки. Все эти умения составляет понятие орфографической зоркости — одного из важнейших условий овладения орфографическими умениями и навыками. Развитию орфографической зоркости способствует постоянная систематическая работа над звуко-буквенным составом слов, над языковым анализом и синтезом и над развитием фонематического слуха.

Недостаточное внимание к развитию орфографической зоркости у учащихся первых классов является одной из причин допускаемых ими ошибок, отсутствия навыков орфографического самоконтроля письменных работ. В период обучения грамоте, когда ведется большая работа по слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, большое место должна занимать работа по пропедевтике орфографии. Учащиеся только начинают знакомиться с орфограммами: «жи — ши пиши через и», заглавная буква в начале предложения, раздельное написание слов в предложении; точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения; заглавная буква в именах, фамилиях, названиях городов и в прочих собственных именах существительных. Список доступных орфограмм невелик, применяются два метода начального обучения орфографии: языковой анализ/синтез (на уровне звуков и букв) и метод запоминания, заучивания.

Е. Антонова



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005