Методические материалы, статьи

Дифференцированный подход к обучению первоклассников. Часть 3.

Попытка разрешить эти противоречия осуществлена в следующем проекте деятельности учителя.

Организация дифференцированного обучения начинается с анализа ситуации, в которой оказываются шестилетки при переходе из детского сада в школу. Учителю необходимо проводить ежедневные наблюдения за поведением учащихся в новой для них учебной деятельности и изучать уровень готовности к обучению. За это время учитель составляет проект своей дальнейшей деятельности, который включает в себя: а) выработку критериев изучения уровня речевой подготовленности детей; б) составление теста, т. е. определение дидактического материала для выявления уровня речевой подготовленности по выбранным критериям.

Далее следует организация условий для реализации составленного проекта или непосредственное изучение уровня речевой подготовленности первоклассников:

  • проверка учащихся по тесту, т.е. организация условий для чтения дидактического материала, в которых ребенок чувствовал бы себя наиболее непринужденно;
  • фиксация и анализ результатов чтения дидактического материала;
  • разделение учащихся на группы на основе результатов, полученных в ходе изучения уровня речевой подготовленности детей.

После того как зафиксированы группы учащихся, учитель составляет программу своей дальнейшей деятельности, которая складывается из следующей обязательной работы:

  • постановка конкретных целей обучения для каждой из выделенных групп;
  • определение задач урока и путей их решения для каждой группы;
  • разработка конспектов уроков с учетом задач, поставленных перед конкретной группой.

Цикл деятельности учителя в системе дифференцированного обучения грамоте заканчивается реализацией разработанной программы:

  • проведение уроков по разработанным конспектам;
  • фиксация результатов деятельности учеников и учителя;
  • анализ полученных результатов после каждого дня работы. Осуществляется анализ каждого этапа проведенного урока с точки зрения достижения поставленных задач, оцениваются использованные на уроке виды работы, определяется эффективность примененных средств и методов обучения, тщательно анализируется деятельность каждого ученика на уроке (есть ли продвижение в освоении учебного материала, соответствуют ли сформированные навыки навыкам группы, в которую входит ребенок, нет ли необходимости перевода в другую группу);
  • коррекция целей и содержания обучения, исходя из результатов проведенного анализа деятельности учащихся и учителя.

Такая программа представляет собой цикл действий учителя по организации дифференцированного обучения, который воспроизводится по мере продвижения учеников в освоении темы.

Необходимо, однако, учитывать, что каждой новый цикл требует выработки новых критериев изучения уровня достижений ученика на конкретном этапе и в связи с этим составления нового текста (дидактического материала).

Таким образом, форма организации дифференцированного обучения грамоте первоклассников может опираться на указанную выше программу действий учителя, но содержание каждого из названных ее пунктов становится принципиально новым, что и обусловливает развивающее обучение в I классе школьников.

Значение данного проекта деятельности учителя, на наш взгляд, в том, что в основу дифференциации учащихся в классе положен не уровень способностей, т.е. развития шестилеток, что само по себе очень трудно оценить адекватно в силу неразработанности тестов, а также невысокой компетентности учителя в вопросах психофизиологических особенностей детей. Суть предложенного варианта дифференцированного обучения заключается в единственно доступной учителю сфере его деятельности, которая позволит оценивать темп и степень усвоения учащимися учебного материала.

Таким образом, дискриминация детей по степени их способностей исключается. Подвижность групп обеспечивается ежедневным анализом деятельности обучения и ее конкретных результатов. Мобильность подгрупп создает здоровую обстановку в классе, без которой невозможен необходимый уровень мотивации.

Е. Антонова



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005