Методические материалы, статьи

Чем грозит неправильный выбор?

В школах несколько раз за годы учебы девчонки и мальчишки заполняют анкеты и даже пишут сочинения на тему «Моя будущая профессия». Читая эти сочинения, порой думаешь, как все-таки ответственно школьники подходят к этому вопросу. Пускай они пока еще далеко не обо всех профессиях знают, а о тех, которые видят «своими», представление имеют поверхностное. Главное — они с увлечением выбирают дело своей будущей взрослой жизни.

Когда же спустя годы тем или иным путем узнаешь, кем работает знакомый тебе вчерашний школьник, выясняется, что его школьные сочинения и анкеты о будущей профессии ничего общего с реальностью не имеют. Как говорится, мечтала-мечтала, но не попала. Или вовсе не туда попала (попал). И добро бы, если бы избранная профессия юношу или девушку действительно заинтересовала. А то ведь довольно часто от юного специалиста слышишь, что, не успев еще поработать по полученной в учебном заведении специальности, он уже готов сменить профессию. А правильнее было бы сказать «бросить». Потому что сменить — это значит опять куда-то поступать и учиться. Но пора бы уже и зарабатывать. Ведь чем раньше молодые люди начинают обеспечивать себя всем необходимым для полноценной жизни, тем лучше и родителям, и обществу в целом. Даже «чужим» пенсионерам, ведь размер пенсионного фонда целиком и полностью зависит от совокупного размера выплачиваемых в стране зарплат.

Но допустим, что учиться парень или девушка уже устали, а полученная ими профессия на трудовые подвиги не вдохновляет. Причем настолько, что они всерьез озаботились проблемой поиска работы, что называется, не по специальности. Это действительно проблема. И не только тех, кто в приобретенной профессии разочаровался в самом начале профессионального становления. Это проблема всего общества. Прошлый век убедительно показал, к чему ведет стремление молодых людей работать не по специальности, во всяком случае не по первой специальности, полученной в учебном заведении. Оттого что в стране наблюдается такая тенденция, причем устойчивая, и более 40 процентов выпускников учебных заведений не работает по специальности, существенно тормозится экономическое развитие страны. Грубо говоря, уровень жизни в России (а значит, и средняя заработная плата) сегодня был бы существенно выше, работай по специальности хотя бы восемь молодых специалистов из десяти.

В большинстве вузов у нас учат пока за счет государства. И учить полностью за счет студента (или его родителей), скажем, на врача, вероятнее всего, не удастся: слишком затратна учеба по этой (и не только) профессии, не для частного кошелька. Даже если учиться с помощью образовательных кредитов, все равно в масштабах страны обучение в медицинских вузах (и не только) потребует немалых дотаций. Теперь представьте, что, выучившись за счет государства, большинство студентов выкинули приобретенные знания и умения на помойку.

На деньги, которые оказались потрачены на этих выпускников, страна могла бы, к примеру, добавить к пенсиям каждого из пенсионеров по пятьсот рублей, построить новые дороги, больницы, автобусы, поезда. Но их не построили, потому что деньги просто выкинули, как мусор. Или еще хуже — построили тысячи новых вагонов или сотни самолетов и тут же их спалили.

Иными словами, поступать по принципу «мои деньги — на что хочу, на то и трачу» безответственно не только по отношению к самому себе, но и по отношению к стране, в которой живешь.

А. Ремизов

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005