Биологические понятия и их роль в эффективном усвоении знаний. Часть 3.
Нормативные понятия обеспечивают усвоение учащимися нравственных и правовых принципов, норм, правил и предписаний, связанных с сохранением живых объектов природы; ценностные понятия отражают универсальное, познавательное, эстетическое, практическое, технологическое значение объектов живой природы и полноценно влияют на создание ситуации обучения, обогащенной ценностными обобщениями. Они стимулируют и развивают эмоциональные реакции и переживания, единство знаний, оценочных умений и отношений, дают возможность формировать готовность учащихся улучшать состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей.
Политехнические понятия отражают естественно-научные основы и общие принципы действия технических устройств, а также технологий отраслей производства, в которых используются живые системы — организмы, популяции, биоценозы, агроценозы. Агрономические и зоотехнические понятия — условия выращивания культурных растений, грибов и бактерий и ухода за домашними животными; технологические — способы производства различных продуктов на основе использования принципов функционирования биоценоза и экосистемы как образца «идеального безотходного производства».
Описанные понятия могут быть простыми и сложными. По сути это конкретизация общепринятого подхода к разделению понятий на единичные и общие. Такая классификация понятий курса биологии является условной, ибо одно и то же понятие может быть простым в соотношении с другим и более сложным — в соотношении с простым. Степень сложности понятия определяется полнотой отображения предметов и явлений, качественным их разнообразием, связями между ними. Это свойственно эволюционным, физиологическим, генетическим, филогенетическим и экологическим понятиям.
В школьной биологии имеют место специальные понятия, а также понятия общебиологические .
Специальные понятия. Понятия, формируемые в пределах одного раздела, возможно, одной темы данного раздела. Примеры: внешнее строение корня, листа, листорасположение и др. у растений; внешнее и внутреннее строение, образ жизни, рост и развитие у животных; строение и функционирование органов и систем органов, гигиена питания, дыхания у человека; изменчивость, наследственность, ароморфозы, идиоадапгация в общей биологии.
Общебиологические понятия. Понятия, формируемые на протяжении изучения всех разделов предмета. Примеры: клетка — единица жизни, взаимосвязь организма и среды; биологическая система, организм как целостная система, обмен веществ и превращение их энергии; развитие и размножение организмов, единство строения и функция организмов.
При обучении биологии необходимо различать понятия теоретические и эмпирические.
Теоретические понятия отражают биологические объекты на уровне теоретического объяснения. Примерами таких понятий являются эволюция органического мира, уровни организации живой природы, многообразие живого мира, химическая организация живого вещества, организм или целостная система и др.
Эмпирические понятия отражают биологические объекты на основе их чувственного восприятия — зрительного, слухового, осязательного, обонятельного и вкусового и опыта — интеллектуального и практического. Примеры этих понятий — внешнее строение корня, побега и листа цветкового растения, вертикальная структура биоценоза, внутреннее строение сердца.
Понятия внутрипредметные отражают материал, специфический только для биологии. К ним относятся понятия морфологические, анатомические, генетические, физиологические и др. Межпредметные понятия отражают комплексный характер предметов и явлений, изучаемых в различных разделах школьной биологии. Примерами таких понятий являются охрана живой природы, здоровье, здоровый образ жизни и др.