Актуальные проблемы теории и практики обучения русскому языку как иностранному. Основные методы научно-методического исследования. Часть 5.
Достоинства письменного опроса (анкетирования) — быстрота его применения и возможность получения ответов на вопросы, которые по различным субъективным причинам при устном опросе остаются без ответа. Наиболее ответственный этап подготовки к анкетированию — составление анкеты. Даже те исследователи, которые имеют опыт проведения анкетирования, часто сначала создают пробный вариант анкеты и проверяют его на нескольких респондентах. При этом они выясняют, какие вопросы респондентам непонятны, на какие они не желают отвечать и т. д. Затем уже они готовят анкету для массового опроса.
Существуют два типа анкет: открытые и закрытые. Пункты открытой анкеты предполагают некоторые рамки ответа, но не определяют ни его содержание, ни форму. Отвечающий сам выбирает объем ответа и содержание информации, которую он считает необходимым дать. Использование открытых анкет дает возможность глубже проникнуть в исследуемые явления, лучше понять позиции респондентов, однако при этом статистическая обработка полученных данных оказывается трудоемкой и требует больших затрат времени.
Пункты закрытой анкеты предлагают респонденту выбор из двух или более вариантов ответа. Данные, полученные при использовании закрытых анкет, обрабатываются легче и быстрее.
Методы устного и письменного опроса в диагностических исследованиях обычно выступают в качестве дополнения к наблюдению или тестированию. Например, методы наблюдения или тестирования позволяют установить трудности, стоящие перед изучающим иностранный язык, однако при их помощи не всегда возможно установить причины трудностей. Для решения этой задачи используют методы опроса (открытое анкетирование или беседу), хотя полученные таким путем данные обладают высокой степенью субъективности. Устный и письменный опросы применяют и как самостоятельные методы диагностики в тех случаях, когда исследуемые проблемы нельзя изучить при помощи каких-либо других методов.
Все диагностические методы могут быть использованы в лонгитюдном исследовании — длительном (долгосрочном) исследованием процесса обучения. Оно используется для изучения динамики развития какого-либо педагогического явления, например динамика становления определенного грамматического навыка.
Процедура лонгитюдного исследования включает:
- определение педагогического явления, динамику которого предполагается изучить;
- периодическое, через равные промежутки времени, проведение диагностических срезов, позволяющих измерить состояния этого явления;
- математическую обработку полученных результатов и их отражение на графиках.
В ходе срезов используют какой-либо один из диагностических методов: наблюдение, тестирование, самонаблюдение или опрос. Для сравнения результатов разных срезов необходимо обеспечить единый характер их проведения. Например, если используются тесты, то все они должны составляться по единой методике и оцениваться на основе единых критериев с тем, чтобы их результаты были сопоставимы.
Диагностические исследования являются базой для последующих преобразующих исследований и часто включаются в их состав.
Преобразующие исследования направлены на оптимизацию системы обучения. Они проводятся в тех случаях, когда определенные параметры процесса обучения, установленные в ходе диагностических исследований, не соответствуют предъявляемым к ним требованиям. В этих условиях исследователь устанавливает причины неудовлетворительного состояния системы обучения, разрабатывает способы ее оптимизации и проверяет их действенность в реальных условиях обучения.