Методические материалы, статьи

Актуальные проблемы теории и практики обучения русскому языку как иностранному. Основные методы научно-методического исследования. Часть 4.

Наблюдение и тестирование при всех своих недостатках являются довольно точными методами, позволяющими получить объективную информацию о функционировании системе обучения. Наряду с ними иногда используют менее объективные методы — самонаблюдение и опросы.

Самонаблюдение (интроспекция) чаще всего имеет место тогда, когда исследователь сам проводит учебное занятие и одновременно ведет наблюдение за его ходом. Считается, что этот вид наблюдения глубже, чем внешнее наблюдение, так как преподаватель способен лучше, чем посторонний наблюдатель, анализировать процесс обучения. Однако субъективное отношение к тому или иному явлению может оказать влияние на результаты наблюдения. Кроме того, поскольку преподаватель одновременно с наблюдением сам ведет занятие, он не в состоянии все время с нужной точностью следить за наблюдаемыми объектами.

Недостаток самонаблюдения и в том, что в ходе занятия невозможно вести систематические записи. Исследователь вынужден запоминать многие факты, для того чтобы записать их после окончания занятия. Это означает, что самонаблюдение — менее точный метод диагностики процесса обучения, чем внешнее наблюдение, хотя и столь же значимый. Опрос является методом выяснения субъективных мнений и оценок. Его цель — получить ответы на те или иные вопросы. Существуют общие требования к составлению вопросников. Они должны включать вопросы:

  • отвечающие исследуемой проблеме или же отдельным ее аспектам (чтобы полученная информация могла быть использована для проверки гипотез исследования);
  • расположенные в последовательности от общих к специальным, от легких к трудным;
  • однозначные, недвусмысленные;
  • лаконичные, конкретные и понятные для всех отвечающих (если вопросы неточны, неопределенны, респондент не сможет дать ответ, представляющий информационную ценность);
  • стилистически грамотные;
  • составленные так, чтобы посредством их можно было проверить объективность ответов на предыдущие вопросы (это требование относится не ко всем, а к части вопросов).

В вопросник не следует включать вопросы:

  • противоречащие педагогическому такту и профессиональной этике;
  • наводящие респондента на определенный ответ;
  • предопределенные ответы на которые являются социально желательными;
  • направленные на получение информации, которой респондент не располагает.

Существуют две разновидности опроса: устный (беседа, интервью) и письменный (анкетирование). Устный опрос — более гибкий метод, так как он позволяет исследователю чутко реагировать на все изменения ситуации общения, способствует углубленному пониманию всего контекста, а также мотивов отдельных ответов респондента. Исследователь не просто получает информацию, как при использовании других методов, но в соответствии с реакцией респондента, может направить беседу в необходимое русло. Непосредственный контакт респондента и исследователя требует от последнего определенных качеств характера, умения завоевывать доверие человека, с которым он беседует. Если исследователь этого достигнет, то устный опрос даст ему такую информацию, которую невозможно получить никаким другим методом. Однако различные обстоятельства (например, чрезмерная взволнованность, невнимательность, усталость, скромность, соображения престижа и др.) могут быть причиной необъективных ответов.

Г. Васильева

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005