Методические материалы, статьи

Актуальные проблемы теории и практики обучения русскому языку как иностранному. Основные методы научно-методического исследования. Часть 3.

При проведении единичного наблюдения присутствие наблюдателя влияет на поведение учащихся и может нарушить естественный ход процесса обучения, однако при повторном или длительном наблюдении участники процесса обучения привыкают к наблюдателю, и естественный ход процесса обучения восстанавливается.

Разновидность метода наблюдения — анализ письменных работ учащихся, наглядно показывающий, какой учебный материал усвоен ими, а какой продолжает вызывать затруднения. На основе изучения выявленных в письменных работах ошибок исследователи разрабатывают различные варианты оптимизации процесса обучения.

Наблюдение может использоваться на разных этапах методического исследования. На начальных стадиях оно позволяет исследователю обнаружить методическую проблему и более точно сформулировать задачи исследования. В этих случаях наблюдение еще не соответствует необходимым требованиям, так как в поле особого внимания исследователя находятся не один-два параметра, а целостный процесс обучения. На более поздних стадиях, когда исследователь определил предмет своего исследования, наблюдение становится целенаправленным, планомерным и систематическим.

Основное достоинство метода наблюдения в том, что в центре внимания исследователя находится естественный учебный процесс в конкретной системе обучения. Главный недостаток этого метода состоит в том, что он при значительных затратах времени и усилий не дает исследователю возможности собрать большой корпус искомых данных. Кроме того, полученные данные часто не поддаются систематизации и статистической обработке. Для устранения этих недостатков используют такой метод диагностики, который вынуждает участников процесса обучения производить действия, гарантированно дающие исследователю необходимую информацию о параметрах системы обучения, — тестирование.

Тестирование представляет собой организацию выполнения учащимися системы специально подготовленных заданий (тестов) и дальнейшую статистическую обработку результатов выполнения этих тестов. Получаемые в ходе тестирования данные отражают все необходимые стороны предмета исследования, поддаются систематизации и количественной обработке. В отличие от наблюдения тестирование — намного более экономичный по времени метод диагностики процесса обучения.

Организованное на начальных стадиях методического исследования тестирование иногда называют констатирующим экспериментом (констатирующим — потому что оно дает довольно объективную количественную и качественную информацию о состоянии процесса обучения, экспериментом — потому что оно представляет собой определенное вмешательство в естественный ход этого процесса). Констатирующий эксперимент в методических исследованиях может либо иметь самостоятельное значение, либо выступать в качестве констатирующей части преобразующего исследования — предэкспериментального среза.

Тестирование проводится по определенному плану. Для него готовятся тесты и разрабатывается система их оценки. В отличие от учебного тестирования, цель которого — установление уровней коммуникативной и языковой компетенции учащихся, научное тестирование посвящено выявлению степени усвоения учащимися отдельных компонентов этой компетенции.

Как метод диагностики тестирование имеет недостаток: он вносит некоторую искусственность в процесс обучения. В зависимости от характера и материала тестов исследователи одних и тех же явлений могут получить на выходе разные результаты. Кроме того, в ситуациях тестирования испытуемый в большей степени контролирует свои речевые действия, чем в естественных речевых ситуациях, и это может давать искаженную картину реального состояния его коммуникативной и языковой компетенции. Именно поэтому многие зарубежные исследователи отдают предпочтение наблюдению.

Г. Васильева



См. также:
Веб-дизайн: обучение и тематические интернет-ресурсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005