Методические материалы, статьи

Актуальные проблемы теории и практики обучения русскому языку как иностранному. Основные методы научно-методического исследования. Часть 1.

Научное исследование — вид познавательной деятельности, представляющей собой процесс выработки новых научных знаний. Во время этого процесса исследователь:

  • обнаруживает проблему, которая должна быть решена, но имеющиеся научные знания не позволяют это сделать, т.е. существует объективная недостаточность информации для решения проблемы, а иногда даже само направление научного поиска оказывается неопределенным;
  • обдумывает возможные пути решения проблемы, проводя мысленные эксперименты с вооброжаемыми объектами; при этом исследователь не имеет каких-либо точных предписаний, которые обеспечили бы ему оптимальное достижение поставленной цели;
  • определяет путь решения проблемы, планирует его и осуществляет на практике, тщательно регистрируя промежуточные и конечные результаты;
  • выясняет существенные характеристики явлений и процессов и представляет их в итоге как важные обобщения в виде научных фактов и закономерностей.

Цели методического исследования соответствуют целям методики как науки. Это изучение конкретной системы обучения языку и ее оптимизация. Выделяют два типа научно-методических исследований: диагностические (описательно-объяснительные) и преобразующие (оптимизирующие), обладающих каждое собственным предметом. Диагностические исследования описывают изучаемые явления и процессы и объясняют их причины. Преобразующие исследования предусматривают разработку способов оптимизации обучения и их экспериментальную проверку.

Диагностические исследования — это исследования особенностей функционирования какой-либо реально существующей системы обучения. Их основные разновидности:

1. Исследования деятельности преподавателей — процессов введения учебного материала, организации его усвоения, контроля; особенностей педагогического общения, приемов воспитательного воздействия; индивидуальных особенностей личности преподавателя и др. В ходе таких исследований изучают педагогический опыт: положительный, передовой — в целях его дальнейшего распространения, отрицательный — в целях его дальнейшего учета в преобразующих исследованиях.

2. Исследования деятельности учащихся — особенностей усвоения учебного материала; изменения поведения учащихся под влиянием учебного процесса; индивидуальных особенностей учащихся и др. В процессе подобных исследований устанавливается эффективность обучения. Констатация низкой эффективности является причиной для продолжения исследований.

3. Исследование средств обучения и учебной документации — учебников и учебных пособий, образовательных стандартов, учебных программ, тематических планов, методических пособий, учебных планов, журналов успеваемости, экзаменационных ведомостей и др.). Анализ средств обучения позволяет установить их соответствие требованиям конкретной системы обучения:

  • образовательных стандартов, учебных программ и тематических планов — соответствие целей обучения социальному заказу, индивидуальным потребностям учащихся и условиям обучения, а также содержания учебного предмета целям обучения;
  • методических пособий — соответствие описанных в них технологий обучения целям и содержанию учебного предмета;
  • учебников и учебных пособий — их соответствие целям, содержанию учебного предмета и технологиям обучения. Любое выявленное несоответствие является отправной точкой для дальнейшего преобразующего исследования.

В ходе диагностических исследований определяют соответствующие целям исследования параметры системы обучения, среди которых наиболее важные — эффективность и интенсивность обучения.

Г. Васильева

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Для каких целей стоит купить аттестат за 11 класс Данный способ не требует долгих лет нахождения за школьной партой и сэкономит нервы, которые все учащиеся тратят при сдаче контрольных работ и экзаменов. Изготовленный специалистами аттестат будет идентичен документу, вручаемому выпускникам. Подписи ответственных лиц, печать школы, голограммы, водяные знаки – все нужные атрибуты будут проставлены на соответствующих местах.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005