Актуальные проблемы теории и практики обучения РКИ. Тестирование. Часть 3.
При организации тестирования необходимо обеспечить самостоятельность работы учащихся. Для этого нужно, чтобы каждый учащийся сидел за отдельным столом. Если это невозможно, учащимся предлагают разные варианты теста. Сами тесты и контрольные листки для каждого учащегося должны быть подготовлены заранее.
Перед выполнением теста необходимо прочитать вслух инструкцию к тестам и проверить, все ли учащиеся правильно ее поняли, сообщить о времени, которое отводится на выполнение теста. Во время тестирования преподаватель следит за самостоятельностью работы учащихся, а по истечении времени собирает контрольные листки и тестовые задания.
Результаты тестирования могут быть выявлены прямо на учебном занятии. Для этого часто используют шаблоны, представляющие собой обычные листки, на которых записаны правильные ответы. Прикладывая шаблон к контрольному листку, преподаватель сразу определяет, на какие вопросы учащийся дал неправильные ответы. Если используются несколько вариантов теста, то удобно использовать листок с ключами — номерами правильных ответов.
Прикладывая ключи к контрольному листку, преподаватель быстро отмечает в нем неправильные ответы, и тут же, в классе анализирует допущенные ошибки. Подсчитав количество ошибок и вычтя из их общего количества вопросов в тесте, учитель выставляет ученику отметку, которая выражается количеством правильных ответов и которая легко может быть преобразована в обычную пятибалльную отметку.
Иногда для получения более объективной оценки выполнения теста множественного выбора применяют формулу
S = R - ( W / (N - 1) ),
где S — тестовый показатель (эквивалент отметки);
R — количество правильных ответов;
W — количество неправильных ответов;
N — количество предложенных на выбор ответов.
Если критерии оценки известны учащимся, они могут сами после проверки теста преподавателем выставить себе отметку. Когда в учебной группе много учащихся и нет времени на проверку работы в классе, учитель может брать их домой, но желательно не затягивать время проверки и оценки выполнения тестов.
В зарубежной методике, особенно в американской, английской и французской, тестовый контроль проводится уже много десятилетий. В 60-е годы XX в. тестирование вошло в круг проблем Комиссии по иностранным языкам и культуре при Совете Европы: были разработаны специальные тесты для определения разных уровней владения иностранным языком. В СССР интерес к опыту зарубежных коллег в области языкового тестирования обозначился в 60-70-е годы XX в. Тогда же были созданы первые отечественные тесты по иностранным языкам для средней школы.
В области обучения русскому языку как иностранному актуальность проблем языкового тестирования была осознана только в 90-е годы. Так, в 1994 г. разработан первый стандартизованный тест по русскому языку для иностранцев, поступающих в вузы России, в 1996 г. — тесты по русскому языку как иностранному для делового общения.
В 1997 г. была введена в действие российская государственная система сертификационного тестирования по русскому языку как иностранному. Были разработаны государственные образовательные стандарты, включающие четыре сертификационных уровня:
1. Уровень подготовки иностранных студентов на подготовительных факультетах.
2. Уровень подготовки иностранных бакалавров-нефилологов.
3. Уровень подготовки иностранных бакалавров-филологов.
4. Уровень подготовки иностранных магистров-филологов.
В соответствии с требованиями каждого уровня были составлены стандартизованные тесты, предназначенные для проверки умений и навыков учащихся в области аудирования, говорения, чтения и письма, а также грамматики и лексики. Об актуальности научной разработки данных проблем говорит то, что на IX Конгрессе МАПРЯЛ в Братиславе многие доклады были посвящены тестированию.
В настоящее время разрабатываются учебные программы для разных уровней владения языком и создаются комплексы учебных пособий для подготовки к тестированию.