Актуальные проблемы теории и практики обучения РКИ. Тестирование. Часть 2.
В тестах на сложность задания размещаются в порядке возрастания трудностей. Времени учащимся дает столько, чтобы можно было выполнить все задания, включая последнее, самое трудное, если учащиеся хорошо усвоили учебный материал. Если испытуемый справился не со всеми заданиями, то номер последнего выполненного задания является качественной характеристикой успешности его работы над тестом. По этому принципу построены многие тесты по грамматике и чтению.
Структура теста обычно включает две части: информационную и операционную. Информационная часть содержит точно, ясно и просто сформулированную инструкцию, что и как нужно выполнить испытуемому. Например, при ответе на вопросы ничего не писать, только выбрать правильный ответ и подчеркнуть его; поставить крестик в определенных квадратах и др. Часто в инструкции содержится напоминание, что каждый тест должен быть закончен в определенное время, поэтому испытуемым рекомендуется не тратить времени зря на те вопросы, на которые они ответить не могут. Цель таких инструкций — обеспечить наиболее идентичные условия для всех испытуемых. Правильность выполнения задания обычно иллюстрируется примерами.
Операционная часть теста состоит из серии заданий, которые иногда называют тестовыми вопросами. Каждое такое задание содержит основу — предложение или небольшой текст — над которой учащийся должен поработать — понять ее, соотнести с чем-либо и т. д. К тестовому заданию часто даются наборы ответов, называемых выборочными, или альтернативами. Эти ответы включают правильный и неправильные (дистракторы). Номер или букву, под которой дан ответ, испытуемый вписывает в листок учета (контрольный листок), на котором выполняется тест. Возможны и другие варианты: зачеркивание номера правильного ответа, постановка крестика в нужный квадрат и т. д.
По характеру выборочных ответов тесты делят на четыре группы.
Альтернативные тесты. На предложенный вопрос учащийся дол жен ответить утвердительно ил и отрицательно: «да» или «нет».
Альтернативные тесты применяются не часто, так как их недостатком является большая вероятность случайного выбора, угадывания правильного ответа.
Тесты множественного выбора. Предполагают выбор одного ответа (реже части ответов) из нескольких предложений.
Тесты прекрасного выбора. Рассчитаны на установление соответствия между элементами множества вопросов и множества ответов к ним, написанных в произвольном порядке. Чаще всего такие тесты используются при работе над лексико-грамматическим материалом.
Тесты со свободно конструируемым ответом. Представляют собой связные тексты, в которых пропущены отдельные слова или сочетания слов. Испытуемый должен вспомнить их и написать. Цель этих заданий — изменить вероятность прогнозирования отдельных элементов связной речи.
Подготовка любого теста начинается с определения целей контроля, которые на каждом этапе процесса обучения согласуются с конечными целями: обучения. В соответствии с требованиями к уровню коммуникативной компетенции на каждом этапе и подэтапе определяют объекты тестирования — речевые умения и навыки, языковые знания. При этом программный материал и материал учебника подвергается анализу, в ходе которого определяются удельный вес каждой темы или раздела курса, а внутри темы или раздела — лингвистические характеристики изучаемого материала. В результате этой работы намечается тип теста.
Далее отбирается материал для теста, причем в качестве дистракторов (отвлекающих ответов) часто выступает материал анализа типичных речевых ошибок учащихся. На заключительном этапе составляются сами тестовые задания.