Методические материалы, статьи

Актуальные проблемы теории и практики обучения русскому языку как иностранному. Основные методы научно-методического исследования. Часть 9.

В таком эксперименте на первом этапе в экспериментальной группе работает преподаватель А, а в контрольной — преподаватель Б. На втором этапе в экспериментальной группе будет работать преподаватель Б, а в контрольной — преподаватель А. Если экспериментальное обучение действительно приводит к более высоким результатам, чем обучение в обычных условиях, то это будет осуществляться независимо от того, какой преподаватель работает в экспериментальной группе, а какой — в контрольной.

Если изменение зависимой переменной вызывается не одним фактором, а совместным действием нескольких факторов, то планируют эксперимент с несколькими независимыми переменными. Например, предмет исследования — влияние ряда методов обучения и опыта преподавателя на успешность усвоения учебного материала учащимися. В этом случае отбирают четыре эквивалентные группы и двух преподавателей с различным уровнем мастерства.

При статистической обработке результатов этого эксперимента можно выяснить, оказали ли на результаты эксперимента существенное влияние методы обучения, опыт преподавателя, совместное влияние учебного метода и опыта преподавателя.

Иногда выделение экспериментальной и контрольной групп оказывается невозможным по той причине, что в обучении участвует только одна учебная группа. Это часто бывает при обучении русскому языку как иностранному в нефилологических вузах. В таких случаях эксперимент проводится с одной учебной группой, и сравнению подвергаются данные предэкспериментального, постэкспериментального и отсроченного срезов. Научная ценность такого исследования может быть повышена, если в таблицах будет представлена степень усвоения учебного материала каждым учащимся, и наряду с количественным будет проведен качественный анализ динамики усвоения материала в условиях экспериментального обучения.

Если исследователь проводит эксперимент с одной учебной группой, он может сопоставить данные эксперимента с данными, полученными до эксперимента при работе в обычных условиях. Например, преподаватель использует новую методику и в конце года подводит итоги. Полученные результаты он сравнивает с результатами прошлых лет в той же самой системе обучения. Однако в этом случае выводы следует делать очень осторожно, так как сравниваемые данные собраны в разное время и в разных условиях. Проведение обучающего эксперимента с одной учебной группой является скорее исключением, чем правилом.

При проведении преобразующего исследования может возникнуть еще одна серьезная проблема. Иногда исследование направлено на разработку принципиально нового учебного материала, ранее вообще не изучавшегося в традиционной системе обучения. Это может быть новый языковой или страноведческий материал. В таком случае сопоставление экспериментального варианта обучения с традиционным не имеет смысла, так как в любом случае результаты обучения в экспериментальных группах будут выше, чем в контрольных, что ясно еще до проведения эксперимента. В таком случае необходимо решить вопрос: за счет какого другого учебного материала возможно включение экспериментального материала в процесс обучения? Решение этого вопроса оказывается очень непростым: оно требует доказательств того, что какой-то другой учебный материал в курсе обучения излишний и его можно исключить из рабочей программы без ущерба для реализации конечных целей обучения. Если же исключить этот материал из учебного плана оказывается невозможным, тогда перед исследователем встает новая задача — интенсифицировать традиционный процесс обучения, добиться ощутимой экономии учебного времени и только тогда вписать экспериментальный материал в рабочую программу. В этом случае фактически осуществляется двойное исследование: разработка и внедрение нового, экспериментального учебного материала и интенсификация традиционного процесса обучения.

Г. Васильева

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005