Актуальные проблемы теории и практики обучения русскому языку как иностранному. Основные методы научно-методического исследования. Часть 8.
Различают естественный и лабораторный эксперимент. Естественный эксперимент проходит в условиях обучения целой группы без нарушения естественного хода учебно-воспитательного процесса. При лабораторном эксперименте одного или несколько учащихся изолируют от остальной учебной группы в целях устранения действия дополнительных переменных. Недостатком лабораторного эксперимента является искусственность ситуации обучения, что хорошо понимают и преподаватель, и учащиеся. Именно поэтому в методических исследованиях чаще используют естественный эксперимент.
При подготовке обучающего эксперимента определяют экспериментальную и контрольную группы. Если есть возможность, лучше предусмотреть несколько экспериментальных и контрольных групп. В процесс обучения в экспериментальной группе вводится новый фактор, а в контрольной он не вводится или вводится какой-нибудь другой фактор.
При обучающем эксперименте необходимо:
- уравнять условия учебной работы (кроме экспериментального фактора) в экспериментальной и контрольной группах;
- определить при помощи тестирования начальный уровень исследуемых знаний, умений или навыков учащихся в обеих учебных группах; найти для них соответствующие средние показатели — Нэ и Нк;
- провести учебную работу в экспериментальной группе с введением экспериментального фактора, а в контрольной группе — без него или с введением какого-нибудь другого фактора;
- определить уровень исследуемых знаний, умений или навыков учащихся в экспериментальной и контрольной учебной группах после окончания эксперимента; найти для них средние показатели — Кэ и Кк ;
- в обоих случаях вычесть из среднего показателя окончательных знаний средний показатель начальных знаний:
Кэ — Нэ = Дэ и Кк — Нк = Дк ;
разности покажут прирост знаний, умений и навыков в экспериментальной и контрольной группах;
- вычислить сравнительную эффективность экспериментального фактора:
Дэ — Дк = Д.
Если же у учащихся нет предварительных знаний об исследуемом явлении или эти знания одинаковы в контрольной и экспериментальной группах, то сравнительную эффективность экспериментального фактора можно вычислить, если вычесть из среднего показателя окончательного уровня знаний экспериментальной группы средний показатель окончательного уровня контрольной группы: Кэ — Кк = Д, так как Д = Дэ — Дк , а если Нэ=Нк , то Дэ=Кэ и Дк= Кк.
В классическом обучающем эксперименте диагностика экспериментальных и контрольных учебных групп осуществляется по меньшей мере два раза — до и после экспериментального обучения. В лучшем случае спустя некоторое время проводится еще и отсроченный срез, позволяющий судить о прочности усвоения учебного материала.
Из всех дополнительных переменных, оказывающих влияние на результаты эксперимента, наиболее серьезными являются субъективные факторы — переменные, обусловленные личностью учащихся и преподавателей. Для уменьшения влияния этих переменных проводят перекрестный эксперимент состоящий из двух этапов. На первом этапе одна группа (группа А) выступает в качестве экспериментальной, а другая (группа Б) — в качестве контрольной. На втором они меняются местами: группа А становится контрольной, а группа Б — экспериментальной.
Если экспериментальное обучение действительно приводит к более высоким результатам, чем обучение в обычных условиях, то это будет заметно на всех этапах проведения эксперимента независимо от того, какая группа выступает в качестве экспериментальной, а какая — в качестве контрольной. Такой эксперимент дает возможность уравнять дополнительные переменные, обусловленные личностью учащихся. Если же необходимо уравнять дополнительные переменные, обусловленные личностью преподавателя, то схема перекрестного эксперимента будет несколько иной.