Методические материалы, статьи

Актуальные проблемы теории и практики обучения русскому языку как иностранному. Основные методы научно-методического исследования. Часть 8.

Различают естественный и лабораторный эксперимент. Естественный эксперимент проходит в условиях обучения целой группы без нарушения естественного хода учебно-воспитательного процесса. При лабораторном эксперименте одного или несколько учащихся изолируют от остальной учебной группы в целях устранения действия дополнительных переменных. Недостатком лабораторного эксперимента является искусственность ситуации обучения, что хорошо понимают и преподаватель, и учащиеся. Именно поэтому в методических исследованиях чаще используют естественный эксперимент.

При подготовке обучающего эксперимента определяют экспериментальную и контрольную группы. Если есть возможность, лучше предусмотреть несколько экспериментальных и контрольных групп. В процесс обучения в экспериментальной группе вводится новый фактор, а в контрольной он не вводится или вводится какой-нибудь другой фактор.

При обучающем эксперименте необходимо:

  • уравнять условия учебной работы (кроме экспериментального фактора) в экспериментальной и контрольной группах;
  • определить при помощи тестирования начальный уровень исследуемых знаний, умений или навыков учащихся в обеих учебных группах; найти для них соответствующие средние показатели — Нэ и Нк;
  • провести учебную работу в экспериментальной группе с введением экспериментального фактора, а в контрольной группе — без него или с введением какого-нибудь другого фактора;
  • определить уровень исследуемых знаний, умений или навыков учащихся в экспериментальной и контрольной учебной группах после окончания эксперимента; найти для них средние показатели — Кэ и Кк ;
  • в обоих случаях вычесть из среднего показателя окончательных знаний средний показатель начальных знаний:

Кэ — Нэ = Дэ и Кк — Нк = Дк ;

разности покажут прирост знаний, умений и навыков в экспериментальной и контрольной группах;

  • вычислить сравнительную эффективность экспериментального фактора:

Дэ — Дк = Д.

Если же у учащихся нет предварительных знаний об исследуемом явлении или эти знания одинаковы в контрольной и экспериментальной группах, то сравнительную эффективность экспериментального фактора можно вычислить, если вычесть из среднего показателя окончательного уровня знаний экспериментальной группы средний показатель окончательного уровня контрольной группы: Кэ — Кк = Д, так как Д = Дэ — Дк , а если Нэ=Нк , то Дэ=Кэ и Дк= Кк.

В классическом обучающем эксперименте диагностика экспериментальных и контрольных учебных групп осуществляется по меньшей мере два раза — до и после экспериментального обучения. В лучшем случае спустя некоторое время проводится еще и отсроченный срез, позволяющий судить о прочности усвоения учебного материала.

Из всех дополнительных переменных, оказывающих влияние на результаты эксперимента, наиболее серьезными являются субъективные факторы — переменные, обусловленные личностью учащихся и преподавателей. Для уменьшения влияния этих переменных проводят перекрестный эксперимент состоящий из двух этапов. На первом этапе одна группа (группа А) выступает в качестве экспериментальной, а другая (группа Б) — в качестве контрольной. На втором они меняются местами: группа А становится контрольной, а группа Б — экспериментальной.

Если экспериментальное обучение действительно приводит к более высоким результатам, чем обучение в обычных условиях, то это будет заметно на всех этапах проведения эксперимента независимо от того, какая группа выступает в качестве экспериментальной, а какая — в качестве контрольной. Такой эксперимент дает возможность уравнять дополнительные переменные, обусловленные личностью учащихся. Если же необходимо уравнять дополнительные переменные, обусловленные личностью преподавателя, то схема перекрестного эксперимента будет несколько иной.

Г. Васильева

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005