Актуальные проблемы теории и практики обучения русскому языку как иностранному. Основные методы научно-методического исследования. Часть 7.
Суть преобразующих исследований, направленных на интенсификацию обучения, — в разработке новых вариантов (моделей) обучения, в их научном обосновании и в доказательстве их более высокой интенсивности, т. е. того, что они требуют намного меньше времени, чем традиционные варианты обучения, либо что за одно и то же время учащиеся усваивают больше учебного материала, чем в традиционной системе обучения. Установление более высокой интенсивности нового варианта обучения осуществляется путем его сравнения с традиционным вариантом обучения. Однако прежде чем устанавливать степень интенсивности нового варианта обучения, исследователь должен убедиться в том, что новый вариант не менее эффективный, чем традиционный.
Выделяются два метода преобразующего исследования: опытное обучение и обучающий эксперимент. Это методы внесения преднамеренных изменений в процесс обучения, рассчитанные на получение более высоких, чем обычно, результатов обучения.
Опытное обучение и обучающий эксперимент включает общие исследовательские процедуры. К ним относятся:
- диагностика существующего процесса обучения;
- конструирование нового варианта обучения;
- обучение специально отобранных групп по новой методике;
- диагностика результатов обучения по новой методике;
- сравнение результатов нового и прежнего вариантов обучения.
Отличительные черты опытного обучения и обучающего эксперимента:
1. Предметы исследования. В ходе опытной работы проверяется действенность всей системы обучения, в которой были осуществлены оптимизирующие преобразования, эксперимент же направлен на проверку действенности лишь одного педагогического фактора.
2. Степень точности результатов. Опытное обучение дает только общее, суммарное представление об эффективности того или иного варианта обучения или учебного комплекса, но оно не позволяет установить, какой фактор дает больший эффект, а какой меньший; как эти факторы взаимодействуют в процессе обучения; каковы причинно-следственные связи между ними. Эксперимент же дает возможность свести к минимуму количество факторов, влияющих на результаты обучения, что позволяет проследить развитие отдельных сторон и связей педагогических явлений, установить причинно-следственные связи между ними и более точно зафиксировать полученные результаты.
3. Преподаватели, вовлеченные в исследование. Обучающий эксперимент проводит сам исследователь или преподаватели, которых он подготовил, опытное же обучение проводится преподавателями, которые могут и не быть непосредственно связанными с исследователем.
4. Число учебных групп, вовлеченных в исследование. Эксперимент проводится на ограниченном числе учебных групп, опытное же обучение предполагает высокую массовость обследования. Массовость опытного обучения в значительной степени компенсирует невысокую точность его результатов по сравнению с экспериментом.
5. Средства диагностики. Для проведения констатирующего и контрольного срезов в ходе эксперимента используют преимущественно тестирование обучающихся, а в ходе опытного обучения могут применяться также наблюдение, самонаблюдение, устный и письменный опросы преподавателей, работавших по старой и новой методикам.
В ходе эксперимента преднамеренно изменяют ход процесса обучения путем введения в него новых факторов. Фактор, вновь вводимый или изменяемый экспериментатором, называется экспериментальным фактором, или независимой переменной. Фактор, изменяющийся под влиянием экспериментального фактора, называется зависимой переменной. Суть эксперимента состоит в установлении причинно-следственных связей между независимой и зависимой переменными. Трудность исследования этих связей — в том, что в реальном процессе обучения зависимая переменная изменяется под влиянием не только экспериментального, но и других факторов — дополнительных переменных.