Методические материалы, статьи

Актуальные проблемы теории и практики обучения РКИ. Тестирование. Часть 1.

Важнейшей проблемой методики обучения иностранным языкам, и русскому языку как иностранному в частности, была и остается проблема обеспечения объективности оценки уровней владения учащихся языком. Традиционный контроль успеваемости, даже если он основан на разработанных методистами критериях, в значительной степени субъективен. При выставлении итоговых отметок преподаватели учитывают не только результаты контрольных срезов, но и текущую успеваемость учащихся в году, а также их поведение, посещаемость учебных занятий и общий уровень их развития. Это происходит как по причине устоявшихся традиций, так и из-за недоверия преподавателей к результатам контрольных работ и экзаменов. Так, если учащийся имел в году успеваемость на посредственном уровне, а контрольную работу выполнил на отлично, преподаватели, как правило, считают работу списанной.

Такой субъективный подход к оценке имеет негативные последствия: снижается мотивация обучения, иногда случаются конфликтные ситуации между преподавателем и учащимися, в результате которых серьезно страдает авторитет преподавателя, поскольку для учащихся справедливость и объективность — важные показатели: профессионального уровня преподавателя. Это хорошо понимают и сами преподаватели. Их неудовлетворенность субъективностью традиционных форм контроля приводит к необходимости использовать в обучении тесты, позволяющие обеспечить большую объективность оценки.

Среди методических тестов различают стандартизованные и нестандартизованные тесты. Стандартизованные тесты обычно составляются большой группой специалистов, которые тщательно отбирают материал для контроля. Такие тесты обычно большие по объему, носят комплексный характер (представляют собой батарею тестов). Они несколько раз экспериментально проверяются, редактируются и лишь после этого рекомендуются для массового использования.

Нестандартизованные (преподавательские) тесты, как правило, составляют 1-2 преподавателя для контроля успеваемости своих учащихся. При этом, проверяется усвоение небольших фрагментов учебного материала. Экспериментальная проверка таких тестов обычно проводится только один раз. Достоинства преподавательских тестов: гибкость, способность быстро реагировать на все изменения содержания обучения и учитывать индивидуальные особенности учащихся. Их недостаток в том, что они не могут быть перенесены на все системы обучения.

В обучении иностранным языкам тесты применяются прежде всего для контроля уровней сформированности:

  • языковых знаний;
  • рецептивных речевых умений (аудирования и чтения) и рецептивных речевых навыков;
  • продуктивных речевых навыков;
  • общего уровня коммуникативной компетенции (клоуз-тесты).

Что же касается продуктивных речевых умений, то составление тестов здесь вызывает затруднение, а сами тесты часто носят искусственный характер и труднее поддаются объективному учету. Это происходит из-за того, что почти невозможно объективно измерить творческую составляющую говорения и письма. Поэтому при контроле продуктивных речевых умений тестовая методика дополняется традиционными видами контроля.

Тесты, направленные на измерение того или иного уровня языковой и коммуникативной компетенции учащихся, классифицируются по разным основаниям, например, тесты на скорость и тесты на сложность. В тестах на скорость задания примерно равны по трудности, однако в тест их включается столько, что редко кому из испытуемых удается выполнить все задания за отведенное время. Число правильно выполненных заданий служит количественной характеристикой успешности выполнения данного теста. Таковы словарные тесты или тесты на перевод.

Л. Московкин



См. также:
Интернет-магазины компьютерных игр: удобство выбора и многообразие предложений
Контент-план и его создание с помощью искусственного интеллекта
Типографские услуги
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005