Активность учащихся и активизация их учения. Часть 1.
Успешность познавательной и учебно-производственной деятельности учащихся и студентов во многом зависит от ряда факторов и условий, которые необходимо учитывать, формировать и развивать мастеру, преподавателю в ходе учебного процесса. Это прежде всего активность учащихся, студентов в процессе обучения, мотивы и мотивация учащихся в учении, их познавательный интерес, внимание и внимательность на уроках, учет индивидуальных особенностей и реальных успехов учащихся в учебе, межпредметные связи.
Эти факторы в реальном учебном процессе могут быть как непроизвольными, непосредственными, так и произвольными, опосредованными, требующими определенных усилий учащихся и целенаправленного воздействия со стороны педагога, применения им для этого специфических педагогических приемов и способов, определенного педагогического мастерства.
Эти условия и факторы — непроизвольные и произвольные, непосредственные и опосредованные — тесно взаимосвязаны и зачастую действуют одновременно. Интерес является одним из важных мотивов учения, внимание во многом определяется мотивами учения и интереса к изучаемому. Процесс обучения в целом невозможен без активного участия в нем учащихся.
Вместе с тем каждый из этих факторов и условий эффективности учебного процесса специфичен по сущности и проявлениям, формирование и развитие их характерны специфическими педагогическими средствами, применяемыми мастерами, преподавателями. Рассмотрим эти условия и факторы отдельно, особо выделяя пути, способы и методические приемы их формирования и развития.
Отношение в системе «педагог-учащийся» не может быть сведено к отношению «передатчик-приемник». Необходимы активность и взаимодействие обоих участников процесса обучения. Педагог предлагает учащимся определенный объем информации, раскрывает способы деятельности, способы рассуждений. При этом его воздействия создают условия, необходимые для возбуждения, стимулирования, поддержания познавательной и учебно-производственной активности учащихся, управляют этой активностью, т. е. активизируют учебную деятельность учащихся, их процесс учения. Сам же процесс формирования у учащихся знаний, умений, навыков происходит лишь в результате и при непременном условии их собственной активности — качеству личности учащегося, характеризующему деятельностное отношение к окружающему миру. Характер и степень такой активности могут быть различными, но процесс обучения состояться не может, если учащиеся пассивны.
Активность учащихся в учении обеспечивает реализацию всех функций учебного процесса. Только в активной деятельности формируются внутренние стимулы к учению, развиваются такие качества личности как целенаправленность, пытливость ума, настойчивость, критичность и гибкость мысли, творческий подход к решению познавательных задач. Решение многогранных воспитательных задач, выработка определенного мировоззрения учащихся, системы их убеждений и поступков также возможны только при условии активности учащихся в учебном процессе.
Таким образом, познавательную активность учащихся в учении следует рассматривать как характеристику учебной деятельности учащихся, как важнейшее условие осуществления процесса обучения. В таком понимании процесс обучения представляет систему взаимодействий педагога и учащихся, где педагог занимает руководящее направляющее положение, а конечный результат зависит от деятельности учащихся.