Методические материалы, статьи

Активность учащихся и активизация их учения. Часть 1.

Успешность познавательной и учебно-производственной деятельности учащихся и студентов во многом зависит от ряда факторов и условий, которые необходимо учитывать, формировать и развивать мастеру, преподавателю в ходе учебного процесса. Это прежде всего активность учащихся, студентов в процессе обучения, мотивы и мотивация учащихся в учении, их познавательный интерес, внимание и внимательность на уроках, учет индивидуальных особенностей и реальных успехов учащихся в учебе, межпредметные связи.

Эти факторы в реальном учебном процессе могут быть как непроизвольными, непосредственными, так и произвольными, опосредованными, требующими определенных усилий учащихся и целенаправленного воздействия со стороны педагога, применения им для этого специфических педагогических приемов и способов, определенного педагогического мастерства.

Эти условия и факторы — непроизвольные и произвольные, непосредственные и опосредованные — тесно взаимосвязаны и зачастую действуют одновременно. Интерес является одним из важных мотивов учения, внимание во многом определяется мотивами учения и интереса к изучаемому. Процесс обучения в целом невозможен без активного участия в нем учащихся.

Вместе с тем каждый из этих факторов и условий эффективности учебного процесса специфичен по сущности и проявлениям, формирование и развитие их характерны специфическими педагогическими средствами, применяемыми мастерами, преподавателями. Рассмотрим эти условия и факторы отдельно, особо выделяя пути, способы и методические приемы их формирования и развития.

Отношение в системе «педагог-учащийся» не может быть сведено к отношению «передатчик-приемник». Необходимы активность и взаимодействие обоих участников процесса обучения. Педагог предлагает учащимся определенный объем информации, раскрывает способы деятельности, способы рассуждений. При этом его воздействия создают условия, необходимые для возбуждения, стимулирования, поддержания познавательной и учебно-производственной активности учащихся, управляют этой активностью, т. е. активизируют учебную деятельность учащихся, их процесс учения. Сам же процесс формирования у учащихся знаний, умений, навыков происходит лишь в результате и при непременном условии их собственной активности — качеству личности учащегося, характеризующему деятельностное отношение к окружающему миру. Характер и степень такой активности могут быть различными, но процесс обучения состояться не может, если учащиеся пассивны.

Активность учащихся в учении обеспечивает реализацию всех функций учебного процесса. Только в активной деятельности формируются внутренние стимулы к учению, развиваются такие качества личности как целенаправленность, пытливость ума, настойчивость, критичность и гибкость мысли, творческий подход к решению познавательных задач. Решение многогранных воспитательных задач, выработка определенного мировоззрения учащихся, системы их убеждений и поступков также возможны только при условии активности учащихся в учебном процессе.

Таким образом, познавательную активность учащихся в учении следует рассматривать как характеристику учебной деятельности учащихся, как важнейшее условие осуществления процесса обучения. В таком понимании процесс обучения представляет систему взаимодействий педагога и учащихся, где педагог занимает руководящее направляющее положение, а конечный результат зависит от деятельности учащихся.

В. Скакун

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005