продолжение
Миф об общем образовании, как о помощнике в профессиональном самоопределении

К сожалению, весьма часто идея профильного обучения сводится к повышению эффективности подготовки учащихся к преодолению экзаменационных барьеров. А в этой ситуации профилизация редуцируется до привычного в последние десятилетия изучения отдельных предметов на углубленном уровне.

Как справедливо отмечает член-корреспондент РАО А.В.Хуторской, "ученик может заниматься любимым (или "нужным") предметом больше, чем остальными, но кто сказал, что гуманитарию неинтересны компьютерные технологии или веб-дизайн? Получается, что тот ученик физико-математического профиля, который к его "несчастью" любит стихи, не сможет уделять своим разнопредметным интересам необходимого внимания. Предметная профильность "загоняет" ученика в жесткие границы формально, а не личностно разделяемых предметов, "срезая" с его образовательной траектории индивидуально значимые области. В результате образовательная траектория ученика становится не индивидуальной, а профильной, что заметно сужает рамки его выбора".

В результате противники профилизации старшей школы называют ее "вузовской подсобкой", "кооперативом по подготовке в ВУЗы" и справедливо обращают внимание на астрономический, сравнимый с бюджетом страны, масштаб "черных" и "серых" затрат родителей, связанных с подготовкой своего ребенка к поступлению в высшее учебное заведение.

Но гораздо важнее, чтобы школа сформировала у подростка принципиальную способность осваивать любые компетентности, с которыми придется встретиться в жизни. А также не утратить при этом способность остаться субъектом собственного выбора. А формирование такого рода гибкости требует вовсе не углубления в изучении школьных предметов (оно необходимо для нескольких процентов старшеклассников), а развития широты мышления, пластичности, интуиции и множества других качеств с использованием возможностей профильной старшей школы.

Однако, в последние годы имели место прецеденты удачной реализации предпрофильной подготовки, которая проводится в девятом классе и активно использует ресурсы не только ВУЗов, заинтересованных в максимально раннем подборе будущих абитуриентов, но также и возможности социокультурного и профессионально-производственного окружения города (включая даже взаимодействие с родителями школьников на их рабочих местах).

С чем же скорее можно сравнить нынешнюю профилируемую общеобразовательную старшую школу - со спортивной ареной или с санаторием-профилакторием? Чаще всего это вопрос, поставленный в учительской аудитории, вызывает смех или непонимание. Учитель, как правило, убежден, что именно состязательный характер обучения, бег к заранее намеченной и неизменяемой цели, к соответствию нормам "образованности" и есть основа образовательного процесса, сравнимого именного с тем, что традиционно происходит на стадионе. Но для того, чтобы реабилитировать способность отойти от навязанных школой стереотипов успешности, школа должна стать скорее санаторием, чем ареной. Правда, справедливости ради, надо отметить, что сказанное относится к общеобразовательной школе как институции, а не как к общеобразовательным организациям и учреждениям, которые все равно будут себя ощущать частью большого олимпийского состязания.



Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005