Технология "Тьюторство" - образовательный поиск наставника и подопечного. Часть 3.
Продолжение
С. В. Федотова
Выбор темы довольно сложная, ответственная задача, решаемая самим учеником. Авторитарность педагога в данном случае недопустима, так как может значительно снизить или свести на нет всю последующую творческую работу. Обзорная информация, наводящие вопросы, совет - такими способами можно направить подопечного, ориентируясь на круг его интересов и способностей.
Часто выбранная тема является развитием, углублением предыдущих задач или аналогичных, встречаемых ранее, которые могут оказать свое влияние на предпочтение. В других случаях прослеживаться осознанная связь с прямой профессиональной ориентацией ученика.
Следующей не менее важной задачей является правильная постановка проблемы, ее структуризация, планирование реализации. Совместная работа тьютора и ученика приобретает вид наибольшего сотрудничества. Рекомендации к наставнику по ведению взаимодействия: равноправные отношения с подопечными, максимальная открытость учителя в процессе передачи знаний и опыта.
Стадия реализации. Организаторская роль тьютора превалирует над образовательной. Тьютор предоставляет полную самостоятельность ученикам в выполнении работ, оставляя за собой контроль со стороны. Чем дальше находится наставник, чем реже он нужен своим подопечным, тем выше квалификация тьютора-профессионала. Наблюдение, но деятельностное: поддержка творческого настроя группы, своевременное и качественное реагирование на вопросы подопечных. Кроме того, с самого начала ученики без сомнения должны быть уверены в положительном результате своей деятельности (осуществление проекта или решение проблемы). Оправдать доверие подопечных также является одной из задач тьютора-педагога
Далее - подготовка учащихся к защите, презентация работы. Консультации по оформлению сопроводительных документов, репетиция выступлений. Психологическая подготовка важна особенно для начинающих исследователей.
Завершение. После того, как защита состоялась, ученику следует проанализировать всю проделанную работу, обращая внимание на проявившиеся недочеты, недостатки, неучтенные моменты.
Организация рефлексии обязательный этап учебного процесса продуктивного обучения. Опыт, в отличие от интуиции необходимо сформировать сознательно, в таком случае мы получим степень гарантии от повторения ошибок впоследствии и более высокую вероятность в постановке правильного пути при решении следующих проблемных задач.
Рекомендации к проведению рефлексии: спокойная обстановка, спустя некоторое время после стрессовой ситуации презентации работ, всеобъемлющее рассмотрение прошедшей деятельности, объективность оценки, фиксирование всех замечаний как положительных, но особенно отрицательных.
Список используемой литературы
- Советский энциклопедический словарь - М., "Советская энциклопедия", 1989
- Российская педагогическая энциклопедия, web-версия, 2001
- М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев, Дидактические и психологические основания образовательной технологии - М., АПКиПРО, кафедра Образовательной технологии, 2003
- МИОО, кафедра "Открытые образовательные технологии", курс лекций, 2005
- Ремнев А. А., Федотова С. В., Творческая мастерская программиста - М., "СОЛОН-Пресс", 2005