Дидактические возможности использования средств информационных технологий
Продолжение

Елена Дрожжина


Использование средств информационных технологий в обучении должно развивать эстетическое, гуманное, целостное восприятие мира. В настоящее время Интернет насыщен огромным количеством ресурсов, в том числе и сомнительного качества. Учитель должен представлять себе опасности, которые несет Сеть, информировать о них учеников, формировать у них иммунитет против ресурсов, противоречащих идеалам добра, мира, уважения человеческого достоинства и прав человека. Принципы прозрачности, открытости, непредвзятости и уважения к участникам должны стать основополагающими в сетевых проектах. Виртуальные методические кабинеты и сетевые конкурсы должны помочь начинающему учителю разобраться в тонкостях использования информационных ресурсов на уроках. Учитель должен соотносить их использование с психологическими особенностями восприятия информации учениками и санитарно - гигиеническими нормами ко времени, проведенному за компьютером.

Огромный соблазн для учителя представляет чрезмерное использование мультимедийный обучающих программ и презентаций на уроках. С помощью таких средств можно "занять" большое количество времени, возлагая ответственность за его проведение на создателей этих программ. Однако конспектирование информации с экрана вредно для глаз, а "просто прочтение" не запоминается учащимися. Нужно помнить, что живое общение ученика с учителем и одноклассниками не может заменить ни одна программа, а наиболее экологичным для глаз носителем информации был и остается учебник или методическое пособие.

Современные средства информационных технологий позволяют школьникам и учителям самим создавать ресурсы, используемые в учебном процессе: обучающие презентации, тесты, учебные пособия, программы для компьютерного класса. Все эти средства могут создаваться учащимися под контролем учителя для последующего использования, что позволяет реализовать практические навыки, сформированные на уроках. В нашем центре ученики учатся создавать тестирующие презентации с включением небольших программ, создают тесты с помощью таблиц Excel, готовят альбомы выпускных классов, персональные страницы учителям, создают межпредметные проекты, представляют свои работы в сети Интернет, участвуют в сетевых конкурсах, регистрируют свои авторские права в Отраслевом Фонде Алгоритмов и Программ. Все это позволяет повышать уровень прикладных знаний и умений в области информационных технологий, развивать интерес к проектно - исследовательской деятельности на уроках.

Хорошим подспорьем в приобщении учащихся к созданию Web- ресурсов может стать сеть Интранет. Хочется подчеркнуть особенно важную роль создания собственных ресурсов, ведь успехи товарищей более, чем что то другое стимулирует учеников к собственной деятельности. Сеть Интранет позволяет учащимся в оптимальном скоростном режиме познакомиться с наработками школы, разместить свои ресурсы. Обновление ресурсов в Интрасети не требует дополнительных затрат, позволяет экономить учебное время и деньги на выход в Интернет. При желании на местный сервер можно поместить достаточно большое количество информации, что позволит проводить обучающие и контролирующие работы по разным темам. С помощью такой сети контрольные задания могут быть высланы и получены по местной электронной почте. Такой вид работы на уроке позволяет моделировать сетевые формы дистанционного обучения.

Интернет в наше время должен стать основным средством обмена опытом между учителями. Создание персональных страниц и полноценных школьных сайтов, участие в сетевых объединениях методистов, сетевых конференциях, курсах и конкурсах все это должно войти в реальную жизнь педагога. Сейчас в Интернет есть ресурсы, позволяющие повышать квалификацию учителя, участвовать в конференциях, конкурсах и олимпиадах и даже есть свое "государство учителей" с банком обмена опытом, педсоветом, чатом. Все эти ресурсы помогут научиться грамотно применять информационные ресурсы в на уроках, разобраться в многообразных формах применения компьютера в учебном процессе.