Изучение религий в школе: цели, подходы и средства

А. Е. Кулаков
старший научный сотрудник института общего
образования МО РФ, преподаватель гимназии №1517


Введение

Предмет, находящийся в центре нашего внимания, то есть религии и религиозная жизнь, необыкновенно сложен и тонок. В отличие, например, от математических формул или химических реакций, он воспринимается каждым человеком через призму его собственных убеждений. Разговор о религии затрагивает глубокие, а подчас потаенные и неосознанные сферы психики, как педагога, так, зачастую, и учащегося. К тому же, если не принимать во внимание формальную атеистическую пропаганду "коммунистической" эпохи, как объект изучения в школе, этот предмет совсем нов. В образовании не сложились стандарты и критерии обученности в данной области знаний. Поэтому будем считать, что мы, заинтересованные этой тематикой, стоим лишь в самом начале пути и только подходим к определению правильного тона, который позволит построить эффективную технологию преподавания. Хотелось, чтобы читатель принял эту работу не как очередную инструкцию, а как приглашение принять участие в совместном творчестве. Автора не пугает, что какая-то доля его предложений будет сочтена чрезмерно сложной или неприемлемой по каким-либо соображениям. То, что подходит одному педагогу, может не подходить другому. И это нормально.

Важнейшим критерием правильности выбранного нами пути может быть лишь то, насколько полезной станет наша работа для жизни отдельного человека и общества в целом. Но что же считать в данном случае критерием "полезности"? Автор считает, что к таким критериям относится, в первую очередь, возросшая образованность школьника в тонких проблемах религии, которая расширит кругозор и сделает богаче его духовный мир. Это, хотя бы в какой-то мере, изменит к лучшему лицо будущего российского общества: с одной стороны, послужит восстановлению его традиционных устоев, а с другой, ослабит агрессию и напряженность. Знания о религиях, знакомство с многоликой отечественной культурой, уходящей корнями вглубь веков, помогут россиянам по-новому взглянуть на себя и свое место в мире.

В центре нашего внимания будет находиться технологическая сторона обучения. Форма заочных лекций и объем планируемого текста не предполагает включения большого количества информации по предмету изучения, поэтому лекции не заменят обширной литературы, разного рода учебников, справочников и энциклопедий по предмету. Автор этих строк исходит из того, что общается с грамотным и подготовленным специалистом, который умеет добывать необходимую информацию самостоятельно. Надо надеяться, что учителю, осваивающему предмет, поможет знакомство с учебным пособием А.Е.Кулакова "Религии мира" (рекомендовано Министерством образования). Адресуя эту книгу старшеклассникам, автор старался максимально сконцентрировать на ее страницах все самое существенное и необходимое, придать изложению занимательную, "нескучную" форму.

Характер использования учителем рекомендаций, которые будут содержать эти лекции, будет в решающей мере зависеть от того, ведет ли он специальный курс "Религии мира" ("История религий", "Религиоведения, "Религии в России"), либо использует материал в качестве дополнения (модуля) в других курсах. О специальном курсе по изучению религий в общеобразовательных учебных учреждениях будет, разумеется, сказано особо.



Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005