Манипуляции и осознанное противодействие им
Хотенов Ю.Ю., Редюхин В.И., Чаплыгина М.В.
и другие члены организации "Современная школа" (Москва)
Вторым стилем профессионального слушания является рефлексивный. На фоне этого, отражающего, стиля слушания наиболее эффективны два приема: слушание в манере "перифраз" и "резюмирование". Дадим им краткую характеристику.
Слушание - "перефразирование" означает: формулировку мысли партнера своими словами; возвращение говорящему сути его сообщения, чтобы он оценил, правильно ли его поняли; краткое изложение слов оппонента в собственной редакции, но при сохранении его точки зрения.
Цель приема:
а) показать собеседнику, что он услышан и понят;
б) подать партнеру позитивный сигнал: "Я такой же, как ты" - и выработать умение настраиваться на "волну оппонента"*.
Реализовать данный прием слушания помогут фразы: "Другими словами, Вы считаете, что...", "По Вашему мнению...", "Итак, Вы полагаете, что..." и т.п. Более того, перефразиро-ванием можно сформулировать мысль собеседника лучше, чем это сделает он сам, а затем, доказав (при необходимости) ее несостоятельность, предложить свою. Од- нако отметим, что такое действие будет уже являться уловкой.
Прием "резюмирование" - это слушание с целью повторить все сказанное, но очень кратко. Прием означает объединение мыслей собеседника как бы в единое смысловое поле. Основная цель приема - подать сигнал, что слушающий уловил сообщение говорящего партнера целиком, а не какую-либо его часть (то, что хотел услышать; то, что было выгодно услышать и т.п.). Передать эту услышанную информацию партнеру можно с помощью следующих фраз: "Обобщая то, что Вы сказали...", "Итак, если я правильно понял, основная Ваша мысль сводится к тому, что..." и т.п. Напомним еще раз, что собеседник будет выслушивать точку зрения партнера лишь в том случае, если убедится, что его услышали и поняли целиком.
Таким образом, в рамках двух стилей слушания - нерефлексивного и рефлексивного - мы ознакомились с тремя эффективными приемами слушания: "подача позитивного сигнала", "перефразирование" и "резюмирование". Каждый из них, при умелом использовании, может создать так необходимый для партнеров благоприятный психологический климат взаимопонимания и доверия.
В процессе слушания собеседника рекомендуем почаще задавать себе следующие вопросы:
а) Действительно ли я слушаю собеседника, или просто жду, пока придет моя очередь говорить?
б) Правильно ли я даю знать собеседнику, что до меня доходят его слова?
в) Знает ли мой собеседник, что он правильно понят?
г) О ком я думаю, слушая собеседника: о себе или о нем? Откровенно отвечая себе на данные вопросы, слушающий способен вовремя скорректировать процесс слушания и добиться при этом желаемого успеха в общении с собеседником.
* Подробно с техникой подстройки и введения НЛП (нейро-лингвистического программирования) читатель сможет ознакомиться после выхода в свет книги автора данного пособия "Секреты тайного механизма взаимопонимания".